Крысы реагируют замиранием на новые, потенциально опасные стимулы. Эта реакция имеет неоспоримую адаптивную значимость, так как неподвижность уменьшает возможность акустического или зрительного обнаружения животного хищниками. Замирание можно вызвать широким диапазоном стимулов, при этом важно, чтобы стимульная ситуация способствовала выявлению отдельных элементов активности. Самое простое решение — поместить животное в ярко освещенную камеру, которая значительно больше, чем клетка, где живет крыса (Hall, 1936). Так как неподвижность можно рассматривать как симптом страха, а интенсивность страха, вызванного стандартным стимулом, отражает эмоциональное состояние животного, поведение в открытом поле обычно используют в качестве простого теста эмоциональности. Эмоциональные состояния также сопровождаются различными, вегетативными явлениями (ускорение сердечного ритма, гальваническая кожная реакция, расширение зрачков и т. д.). Вегетативная функция, которую удобно учитывать вместе с измерением активности,— это дефекация (Hall, 1934). Те животные, которые меньше передвигаются и у которых наблюдается большая дефекация в ситуации открытого поля, считаются более эмоциональными, чем те, которые много передвигаются, но имеют низкий уровень дефекации.
Животные.
Взрослые крысы, которых содержат в обычных условиях.
Аппаратура. Большая прямоугольная камера (100Х100 [см]) с пластмассовыми стенками высотой 40 см. Полом служит лист белого пластика, на который черной краской нанесена решетка, делящая поле на 25 (5X5) равных квадратов (рис. 2.16, А). Освещение производится лампой 50 Вт, расположенной на высоте 150 см над центром поля. Регистратор событий или магнитофон.
Процедура.
Крысу помещают в угол камеры и наблюдают за ее поведением в течение 5 мин. Как только животное вступает на новый квадрат обеими передними лапами, это регистрируется. Число посещений 16-ти периферийных квадратов (прилегающих к стенкам) регистрируют отдельно от числа посещений 9 внутренних квадратов. Отдельные подсчеты числа посещений внешних и внутренних квадратов производятся с интервалом в 1 мин. После 5 мин исследования животное возвращают в клетку. Подсчитывается число катышков помета (болей), и пол тщательно моют после каждого теста. Тестирование повторяют в одно и то же время на протяжении четырех последующих дней.
Результаты.
Выпущенные животные начинают двигаться вдоль стен. Первоначально исследовательское поведение ограничивается внешними квадратами, а внутренние области посещаются крысами крайне редко.
Исследовательское поведение животных максимально выражено в течение первой минуты, а затем оно постепенно ослабевает. Общее число посещенных квадратов—15—20, но только 3 или 4 из них — внутренние. Последняя величина варьирует больше, чем показатель общего исследовательского поведения. Кроме того, число катышков помета колеблется от 0 до 5 во время первой серии опытов. В последующие дни общее исследовательское поведение животных ослабляется, а внутренние квадраты посещаются чаще. В то же время степень дефекации уменьшается. Если использовать большую группу крыс (n = 20), то можно изучить зависимость между движением и дефекацией, между исследованием внутренних областей и дефекацией, а также зависимость между движением и исследованием внутренних областей. Корреляционный анализ должен осуществляться отдельно для теста 1 и комбинированных тестов 2, 3 и 4. Высокая отрицательная зависимость выявлена между дефекацией и исследованием центральной части открытого поля.
Интерпретация.
Помещение животного в новое окружение ведет к возникновению исследовательского поведения, которому в то же время препятствуют условия, вызывающие страх. Две антагонистические тенденции характеризуются разным временным ходом. По этой причине, несмотря на уменьшение страха, активность животного к концу первой серии опытов и в более поздних пробах снижается. Лучшим выражением уменьшения страха у животных является исследование ими внутренних квадратов, которое постепенно становится более интенсивным от опыта к опыту (Santacana, 1972). С другой стороны, дефекация более тесно связана с эмоциональной реактивностью. Реципрокные отношения между исследованием внутренней части открытого поля и дефекацией обнаруживаются не только во времени, но и по внутригрупповым корреляциям. Отношение между общей исследовательской активностью и дефекацией сложнее. Если положительная корреляция характерна для первого дня, то в последующие, со второго по четвертый дни, корреляция становится отрицательной. Как отмечал Дененберг (Denenberg, 1969), значимая интерпретация поведения в открытом поле возможна лишь тогда, когда тесты повторяют в течение 3 или 4 дней и когда учитываются данные по дефекации. Так как даже после этого едва возможно измерить эмоциональность в абсолютном масштабе, необходимо сравнивать различных животных или различные состояния одного и того же животного (влияния лекарственных препаратов, удалений, обработки). Первоначальные реакции страха и убегания, составляющие неотъемлемую часть описанного выше навязанного исследовательского поведения, значительно уменьшаются в ситуации «свободного» исследования (Blanchard et al., 1974), когда крысы исследуют открытое поле, выходя из своей клетки, находящейся в центре пространства свободного поля. Уолш и Камминс (Walsh and Cummins, 1976) приводят различные факторы, определяющие поведение в открытом поле, и рассматривают их значимость.
Рекомендуемые опыты
Проанализируйте влияние усиления страха на поведение в открытом поле: в конце второго теста подействуйте током большой силы на заднюю часть тела животного и пронаблюдайте за степенью движения и дефекации в течение двух последующих дней.
Или же включите сильный (90 дБ) шипящий звук в течение последних 5 мин, начиная с третьей минуты первого теста, и опишите поведение в открытом поле отдельно для периодов, предшествующих акустическому стимулу и после него.
Протестируйте влияние увеличенной сложности окружения при движении. В центре поля поместите короткую перегородку (30 см), две такие перегородки или куб, открытый с одной стороны, и сравните число посещенных внутренних квадратов при наличии и отсутствии различных перегородок.
|