Практические советы Витальное окрашивание Прижизненное окрашивание Домашняя лаборатория Занимательная микроскопия Изготовление микропрепаратов Камера Горяева Классификация и маркировка объективов микроскопов Комбинации цветных стекол для выделения спектра Методы микроскопирования Методы исследования простейших Методы и приемы биологического эксперимента Микроскопия для начинающих Микроскопические измерения Модификации контрастной окраски по Граму Необходимое оборудование Общие методы заключения препаратов Организация и оснащение гистологической лаборатории Освещение по Келлеру Подготовка предметных стекол Поляризационная микроскопия Правила работы с микроскопом Правила ведения лабораторного журнала Приобретение микроскопа Приготовление микропрепаратов членистоногих Техника приготовления гистологических препаратов Фототубус для цифровых камер Формидрон инструкция по применению


 


Живое и неживое под микроскопом



Лабораторная работа

«Приготовление препарата.

Рассматривание под микроскопом волокон ваты, пузырьков воздуха, плесневого гриба»


Цель работы:

Научиться готовить микропрепараты, рассматривать их при малом и большом увеличении.

Различать изучаемые микрообъекты и пузырьки воздуха.


Оборудование:

микроскоп, набор для микроскопирования: предметное стекло (2), покровное стекло (2), препаровальная игла, фильтровальная бумага, пипетка, стакан с водой, чистая тряпочка волокна ваты плесень на хлебе в чашке Петри.


Пузырьки воздуха.

1. Возьмите в руки предметные стекла и мягкую чистую тряпочку.

2. Протрите их досуха.

3. Возьмите в руки покровные стекла, протрите их досуха.

4. Возьмите предметное стекло и пипетку.

5. Нанесите пипеткой каплю воды на предметное стекло.

6. Накройте ее покровным стеклом.

7. Если выступает жидкость за края покровного стекла, то излишки удалите фильтровальной бумагой.

8. Установите препарат на предметный столик.

9. Наведите на резкость. Рассмотрите сначала при малом увеличении 10 х, затем при большом 60х. Найдите пузырьки воздуха (округлые темные образования).

10. Зарисуйте их.


Волокна ваты.

Ход работы:

1. Возьмите предметное стекло и пипетку.

2. Нанесите пипеткой каплю воды на предметное стекло.

3. Возьмите препаровальную иглу.

4. Возьмите препаровальной иглой несколько волокон ваты и положите их на предметное стекло в каплю воды.

5. Накройте покровным стеклом.

6. Поместите препарат на предметный столик.

7. Рассмотрите сначала при малом увеличении, затем при большом.

8. Зарисуйте волокна.


Рассматривание плесени.

Ход работы:

1. Возьмите предметное стекло и пипетку

2. Нанесите пипеткой каплю воды на предметное стекло

3. Возьмите препаровальную иглу.

4. Возьмите препаровальной иглой налет с хлеба

5. Поместите на предметное стекло в каплю воды

6. Накройте покровным стеклом

7. Поместите препарат на предметный столик

8. Рассмотрите сначала при малом увеличении, затем при большом.

9. Зарисуйте увиденное.


Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в теплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок, состоящий из тонких нитей мукора Рассмотрите плесень в начале ее развития и позднее, при образовании черных головок со спорами.


Лабораторная работа

«Приготовление препарата кожицы лука и рассматривание его под микроскопом»


Цель работы:научиться готовить микроскопический препарат, научиться пользоваться микроскопом и рассматривать микроскопический препарат, выработать понятие о клеточном строении кожицы лука.

Материалы и оборудование: лупа, 2 предметных и 2 покровных стекла, 1 препаровальная игла, стакан с водой, раствор йода, 1 безопасная бритва, часть луковицы лука, 2 кусочка марли, 1 палочка из дерева или стекла.

Ход работы:

1. Приготовить микропрепарат из кожицы лука:

а) вытереть марлей предметное и покровное стекла;

б) капнуть палочкой воду на середину предметного стекла;

в) снять с внутренней стороны мясистой чешуи луковицы кожицу и положить в каплю воды на стекле;

г) отрезать небольшой кусочек кожицы, расправить иглой;

д) капнуть на кожицу каплю йода;

е) покрыть кожицу покровным стеклом.




Анатомическое строение листа


Цель работы.

Ознакомиться с микроскопическим строением листа.


Материалы и оборудование.

Натуральные листья плюща обыкновенного или фиксированные в смеси 70-процентного раствора спирта и глицерина (3:1) листья плюща, огурца, брусники, корковая пробка или сердцевина бузины, микроскоп.


Краткое теоретическое пояснение.

Основной частью листа является листовая пластинка, в которой происходят необходимые для растений процессы — образование органических веществ (фотосинтез) и испарение воды (транспирация). В листовой пластинке развиты следующие ткани:

1) ассимиляционная, в клетках которой протекает фотосинтез;

2) покровная, клетки которой защищают лист от высыхания, регулируют испарение воды и газообмен;

3) проводящая ткань, по клеткам которой осуществляется передвижение растворов минеральных и органических веществ;

4) механическая ткань, придающая листу прочность.


Ход работы.

Лист огурца помещают между полосками пробки или сердцевины бузины и готовят несколько тонких поперечных срезов лезвием безопасной бритвы. Срезы помещают на предметное стекло в каплю воды и, не накрывая покровным, при малом увеличении микроскопа выбирают самый тонкий срез, остальные удаляют. Срез накрывают покровным стеклом и рассматривают строение листа сначала при малом, затем при большом увеличении.


Сверху и снизу лист покрыт бесцветным однослойным эпидермисом (кожицей), состоящим из тонкостенных клеток с кутикулой. Клетки живые, с мелкозернистой вакуолизированной цитоплазмой и ядром. В эпидермисе нижней стороны листовой пластинки имеются устьица. Под эпидермисом верхней стороны листа находится плотная ткань, состоящая из клеток, вытянутых перпендикулярно к эпидермису. Это столбчатая паренхима, являющаяся ассимиляционной тканью листа. Клетки столбчатой паренхимы узкие, с тонкими целлюлозными оболочками, богаты хлоропластами. Под столбчатой паренхимой в листе располагается губчатая паренхима, граничащая с нижним эпидермисом. Широкие, неправильного очертания клетки этой ткани соединены неплотно, между клетками имеются межклетные пространства. Жилка (проводящий пучок) листа образована лубом и древесиной. В древесине пучка находятся сосуды и древесная паренхима. В лубяной части пучка имеются тонкостенные ситовидные трубки с сопровождающими клетками и лубяная паренхима. Над главной жилкой под верхним эпидермисом располагаются плотные толстостенные волокна, под жилкой — механическая ткань и паренхимные клетки (рис. 4).



Выводы.

1. Листовая пластинка сверху и снизу покрыта эпидермисом.

2. В мякоти листа различают столбчатую и губчатую ткани.

3. Жилки (проводящие пучки) состоят из луба и древесины.


Контрольные вопросы.

1. На какой стороне листа находятся устьица?

2. В какой ткани происходит фотосинтез?

3. Какую функцию выполняют жилки в листе?

4. Какими клетками образованы губчатая и столбчатая ткани


Изучение дрожжей (Saccharomyces cerevisiae)


Цель работы.

Рассмотреть под микроскопом одиночные и почкующиеся дрожжевые грибки и изучить их строение.


Материалы и оборудование.

Прессованные дрожжи, сахар, фильтровальная бумага, стакан, глазная пипетка, термостат, микроскоп.


Краткое теоретическое пояснение.

Дрожжевые грибы называемые сахаромицетами, относятся к порядку первичносумчатых грибов. Дрожжи — одноклеточные микроорганизмы, имеющие овальную или яйцевидную форму.

Для дрожжевых грибов характерно бесполое размножение, называемое почкованием. На теле материнской клетки образуется вырост — почка, которая постепенно растет и отшнуровывается от материнской клетки. Некоторые дрожжи размножаются делением.


Различают дикие и культурные дрожжевые грибы. Дикие дрожжевые грибы находятся в почве, в воздухе, на поверхности ягод, в нектаре цветков, в меде, в молоке и т. д. Культурные дрожжевые грибы — это дрожжи, выделенные в культуре из диких дрожжевых грибов. В виде чистой культуры они широко используются в практике например при выпечке хлеба, изготовлении молочнокислых продуктов и т. д.


Ход работы.

В стакане теплой воды растворяют одну столовую ложку сахара и кладут небольшое количество дрожжей. Стакан -закрывают фильтровальной бумагой и помещают в теплое место при температуре +25/+30°C (лучше в термостат). Через 1,5—2 ч приготовленный раствор начинает бродить, что говорит о том, что культура готова. Берут пипеткой каплю бродящей жидкости, помещают ее на предметное стекло и накрывают покровным. Одиночные и почкующиеся клетки дрожжей рассматривают под микроскопом и зарисовывают.


Saccharomyces cerevisiae


Вывод.

Дрожжи растут и развиваются при высоком содержании сахара в окружающей среде.


Контрольные вопросы.

1. Как размножаются дрожжи?

2. Какое значение в природе и жизни человека имеют культурные и дикие виды дрожжей?












Яндекс.Метрика