МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по курсу экспериментальной физиологии


ВВЕДЕНИЕ

 

Экспериментальная физиология - отрасль физиологии, занимающаяся использованием, разработкой и внедрением методов экспериментального изучения функций организма.

В настоящее время эксперимент является основным эмпирическим методом познания, посредством которого физиология получает, расширяет и углубляет сведения о жизнедеятельности органов и систем организма человека и животных. Исследование по своему характеру должно дать полезные результаты на благо общества и не должно быть случайным или бесполезным.

Роль экспериментального метода в естествознании философски осмыслена родоначальником всей современной экспериментирующей науки английским философом Ф. Бэконом (1561-1626). Научный прогресс биологии в 17 веке заключался преимущественно в накоплении и систематизации материала, но главным достижением столетия все же следует считать распространение и утверждение эксперимента как основного и решающего метода познания истины. Уже в 18 веке экспериментальный метод прочно утвердился в России. Об этом свидетельствует работа первого русского гистолога A.M. Шумлянского "О строении почки" (1782). Любая научная теория прежде всего должна опираться на данные опыта. Исходя из этого F. Magendie (1783-1855) написал первое руководство по экспериментальной физиологии (1816-1817), а в 1821 году организовал первый журнал по экспериментальной физиологии. Дальнейшее совершенствование методов изучения функции внутренних органов, но уже с использованием графических методов регистрации проводилось в лаборатории К. Ludwig (1816-1895), создателя крупнейшей физиологической школы, где работали ученые из многих стран, в том числе И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др...

Во второй половине 19 века центр основных событий в области экспериментальной физиологии постепенно перемещается в Россию. Это связано с деятельностью целой плеяды выдающихся ученых, работавших в различных городах страны. Среди них ученик F. Magendie И.Т. Глебов, который не только широко пропагандировал методы экспериментальной физиологии, но и впервые перевел на русский язык основные труды своего учителя. Киевский анатом и физиолог А.П. Вальтер в 1842 г., на 11 лет раньше С. Bernard обнаружил сосудодвигательную реакцию симпатической нервной системы. В 1842 г. В.А. Басов впервые осуществил в эксперименте создание фистулы желудка. В 1877 г. русский военный врач Н.В. Экк разработал метод выключения печени из портального кровотока.

Следует подчеркнуть, что эти и другие успехи стали возможны после того, как в 1842-1847 годах С. Long, J. Simpson, W. Morton. Ф.И. Иноземцевым и Н.И. Пироговым был разработан ингаляционный наркоз.

В биологии и медицине эксперимент прошел путь от рассечения трупов животных, через вивисекцию в донаркозную эпоху, острый опыт в период, предшествующий внедрению асептики и антисептики, до хронического наблюдения за оперированными животными, что дало в руки экспериментатора неограниченную возможность познания закономерностей жизни. В широком понимании, эксперимент можно определить как метод познания, при помощи которого в контролируемых, управляемых условиях исследуются явления действительности.

Таким образом, можно сформулировать задачи курса экспериментальной физиологии.

Разработка, усовершенствование и апробация на животных новых методов и приемов исследования функций организма.

Обеспечение в остром или хроническом эксперименте доступа к внутренним органам с целью изучения их функции.

Обучение основам хирургии и методике проведения эксперимента на животных.

В определенной степени, моделирование патологических процессов для получения более достоверной информации о структуре и функции того или иного органа.

 

 

ЭВТАНАЗИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ

Euthanasia в переводе с латинского – легкая (хорошая) смерть.

Главные критерии эвтаназии следующие:


БЕЗБОЛЕЗНЕННОСТЬ

ДОСТИЖЕНИЕ БЫСТРОЙ ПОТЕРИ СОЗНАНИЯ И СМЕРТИ

СВЕДЕНИЕ К МИНИМУМУ БЕСПОКОЙСТВА И СТРЕССА

СКОРОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА

ПРОСТОТА ПРИМЕНЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОПЕРАТОРА

ЭТИЧНОСТЬ


Наиболее приемлемыми в наших условиях следует считать следующие.

Введение внутривенно или внутрибрюшинно нембутала. При этом для грызунов смертельная доза должна превышать наркозную в три раза.

Цервикальная дислокация. Применяется для некрупных грызунов с массой до 150 г.

Сотрясение мозга (оглушение) путем удара по черепу с последующей декапитацией большими ножницами.


ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №1

ОБЩИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ЖИВОТНЫМИ


РАБОТА 1. Фиксация животных

Цель работы

Овладеть различными методами фиксации животных.

Методика работы

Фиксация крысы рукой.

Поставьте клетку с животными на стол и снимите верхнюю крышку.

Положите правую кисть на спину животного как можно ближе к лопаткам.

Подведите большой палец под левую переднюю лапу, а остальные под правую.

Сила захвата животного должна соответствовать силе его сопротивления.

Произведите перекрест передних лап животного. Это предохранит Вас от укуса крысы.

При агрессивности животного примените раскачивания животного по широкой дуге в руке, разогнутой в локтевом суставе.

Фиксация крысы на операционном столике.

Возьмите крысу по вышеприведенной методике и держите ее вертикально, головой кверху.

Приготовьте 4 тряпичные петли-удавки.

Наложите петли на задние лапы выше голеностопных суставов, и туго затяните их.

Наложите удавки на передние лапы и затяните их выше стопы.

Удерживая животное за удавки, положите его на живот на операционный столик.

Завяжите удавки на гвоздях боковых поверхностей столика.

Фиксация лягушки на препаровальном столике.

Возьмите лягушку так, чтобы задние лапы животного лежали у Вас на ладони.

Пока один экспериментатор удерживает животное за задние лапы брюшком кверху, второй - вводит булавки в передние лапы и препаровальный столик.

Повторите процедуру для задних лап.

Фиксация кролика в станке.

Возьмите кролика и посадите его в станок головой по направлению к узкому концу станка.

Оденьте на шею металлический ошейник и затяните его болты.

Возьмите сетку и оденьте ее на выступающие шпильки станка.

Переноска животных.

Переноска крыс и мышей осуществляется либо за хвост, либо хваткой под брюшко. Последнее является более предпочтительным. Переноска кролика осуществляется двумя руками: одной за кожу шеи, а другой за кожу спины. Нельзя переносить кролика хваткой за уши.



РАБОТА 2. Маркировка животных

Цель работы Освоить методику маркировки крыс.

Методика работы


Рис.1. Схема маркировки крысы с помощью красителя.


Фиксируйте животное одним из перечисленных способов.

Возьмите краситель и кисточку.

Промаркируйте крысу в соответствии

с присвоенным номером.

Краска наносится на шерсть до корня волос.

Схема маркировки крысы с помощью красителя (рис.1):

лоб - 1,

плечо правой передней лапы - 2,

правый бок - 3,

бедро правой задней лапы - 4,

основание хвоста - 5,

бедро левой задней лапы – 6,

левый бок - 7,

плечо левой передней лапы - 8,

шея - 9,

середина спины - 10,

середина спины и лоб - 11,

середина спины и плечо правой передней лапы - 12 и т. д.

РАБОТА 3. Методы введения растворов

Цель работы

Овладеть различными методами введения растворов в организм крысы. Методика работы

Введение растворов через рот (per os) no обычной методике.

Возьмите шприц на 10 мл и наберите 1 мл физиологического раствора.

Рукой зафиксируйте крысу вертикально.

Наденьте на шприц иглу с напаянной булавой.

Введите иглу в полость рта крысы и осторожно продвигайте ее по задней стенке глотки в пищевод на глубину 5-7 см.

Введите раствор в желудок животному.

Остановите введение в случае поперхивания животного или кашля.

Введение растворов per os no Г. Селье.

Повторите п. п. 1 и 2 предыдущей работы.

Наденьте на канюлю шприца гибкий пластиковый катетер

длиной 8-9 см.

Окуните его в подсолнечное масло и, используя естественное положение головы крысы, введите его в полость желудка по предыдущей методике.

Повторите п.п.5 и 6.

!!! В желудок крысам вводится не более 1.5 мл жидкости.

Введение растворов через прямую кишку (per rectum ).

Возьмите шприц и наберите 1 мл физиологического раствора.

Наденьте на канюлю шприца пластиковый катетер длиной 6-7 см.

Возьмите крысу и посадите ее на стол, на лапы, фиксируя ее рукой.

Поднимите хвост и найдите anus.

Введите катетер на глубину 5-6 см и введите раствор.

!!! Per rectum вводится не более 1 мл раствора.

 

Парентеральное (минуя желудочно-кишечный тракт)

введение растворов.

Накожное введение, (н/к)

Возьмите крысу и выстригите шерсть на правом боку на площади примерно 2 см2.

Острым концом скальпеля произведите скарификацию (царапины) на коже.

Нанесите на поврежденную кожу несколько капель физиологического раствора.

Внутрикожное введение, (в/к)

Возьмите крысу и выстригите шерсть на спине на площади примерно 1 см2.

В инсулиновый шприц наберите 0,5 мл физиологического раствор

Удерживая крысу одной рукой другой введите иглу внутрикожно, примерно на глубину 0,5 мм.

Введите 0,01 мл раствора так, чтобы на коже образовалось шарообразное вздутие.

!!! Внутрикожно водится не более 0,04 мл раствора.

Подкожное ведение, (п/к)

Наберите в шприц 5 мл раствора.

На спине, на боку или на бедре задней лапы большим и указательным пальцами левой руки возьмите в складку кожу животного.

В основание складки и параллельно ей введите иглу и выпустите из шприца 2-3 мл раствора.

!!! Взрослой крысе подкожно вводится до 10 мл раствора.

Внутримышечное введение, (в/м)

Наберите в шприц 1 мл физиологического раствора.

Левой рукой вытянув заднюю лапу, под углом 45° введите иглу в мышцы бедра и введите раствор.

!!! Допускается введение в мышцы до 5 мл раствора.

Внутрибрюишнное введение, (в/б)

Наберите в шприц 1 мл физиологического раствора.

Пусть помощник удерживает крысу в вертикальном положении одной рукой за кожу шеи, а другой за хвост.

Мысленно проведите линию от середины паховой складки до середины расстояния от лобка до мечевидного отростка крысы.

Экспериментатор в среднюю точку соединительной линии вводит под прямым углом к плоскости живота иглу до ощущения "проваливания" в брюшную полость.

Введите раствор.

!!! Внутрибрюшинно вводится до 5 мл раствора.

Внутривенное введение, (в/в)

Посадите кролика в станок.

Выстригите шерсть на наружной поверхности уха кролика.

Наберите в шприц 1 мл физиологического раствора.

Интенсивно помассируйте ухо кролика до появления выраженности сосудов.

Под острым углом введите иглу в просвет вены краевой зоны уха.

Введите раствор.

!!! Внутривенно вводится до 20 мл раствора кроликам и до 5 мл крысам

РАБОТА 4. Эвтаназия мелких лабораторных животных

Цель работы

Познакомиться с эвтаназией мелких лабораторных животных.

Методика работы

Возьмите крысу в левую руку, а в правую молоток средних размеров.

Нанесите удар средней силы в область затылка с целью "оглушения" животного.

Быстро возьмите большие ножницы и над раковиной произведите декапитацию (отсечение головы).

После декапитации держите краниальный конец крысы как можно ниже над раковиной с тем, чтобы слить кровь из туловища.

Эвтаназия путем помещения животных в закрытый сосуд с большой концентрацией медицинского эфира с точки зрения биоэтики считается недопустимой.

Каждый этап выполнения лабораторной работы обязательно показывается преподавателю, ведущему занятие для контроля за правильностью ее выполнения.


ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №2

ХИРУРГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ, УЗЛЫ, ШВЫ



РАБОТА 1. Основные хирургические инструменты

Цель работы

Освоить методы удержания и пользования хирургическими инструментами.

Методика работы


ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАЗЪЕДИНЕНИЯ ТКАНЕЙ.

Скальпели (рис. 2.):

Возьмите скальпель в кисть в позицию писчего пера (рис. 3).

Поставьте его острие на модель кожи (х/б ткань).

Сделайте быстрый разрез с минимумом давления и максимумом тяги.

Разрез должен быть достаточно глубоким, с ровным краями.


Рис. 2. Виды скальпелей.

Слева – брюшистый;

справа – остроконечный

Рис. 3. Способы удержания скальпелей.

          а –- нож в позиции писчего пера;

          б – нож в позиции столового ножа,

          в – кисть в позиции смычка

 

Хирургические ножницы (рис. 4.):

Ощущение положения и контроля ножниц в движении достигается следующим образом (рис. 5).

Ногтевая фаланга 4-го пальца заводится в правое кольцо ножниц.

3-ий палец ложится на это же кольцо сверху.

2-ой палец ложится на замок (или винт), скрепляющий бранши ножниц.

Ногтевая фаланга первого пальца заводится в левое кольцо.

Сделайте разрез х/б ткани.

 

Рис. 4. Виды ножниц.

      а – ножницы, изогнутые по оси (Рихтера); б – ножницы прямые остроконечные;

      в – ножницы прямые тупоконечные; г – ножницы, изогнутые по плоскости (Купера)

 

Рис. 5. Положение пальцев при пользовании ножницами.

 

Примечание: Ножницы более подходят для рассечения тонкослойных образований. Разрез делается быстро и четко. Вялое кромсание приводит к излишней травматизации, образованию лоскутов лишенных питания и, как следствие, ухудшению заживления послеоперационных ран.



ХИРУРГИЧЕСКИЕ ИГЛЫ И ИГЛОДЕРЖАТЕЛИ (рис.6)

Взять иглу пинцетом.

Захватить иглу иглодержателем так, чтобы не менее 2/3 иглы-(считая от острия) были свободными.

Положите иглодержатель в кисть так, чтобы 2-ой палец лежал на замке иглодержателя (рис. 7).

Приготовьте хирургическую нить.

Поместите ее по длинной оси иглодержателя, зажимая между 1-ой и 2-ой фалангами 3-его пальца.

Проведите нить под длинным концом иглы, затем между концом иглодержателя и телом иглы. Длина остатка нити в игле должна составлять около 1,5 см.

В качестве модели возьмите кусочек х/б ткани и соедините её края.

Вкалывая иглу, ее ставят перпендикулярно поверхности так, чтобы потом вращательным движением кисти из положения пронации в положение супинации продвигать ее в ткани.

Для подхватывания иглы используется анатомический пинцет.

 

Рис. 6. Иглодержатели и хирургические иглы.

1 - иглодержатель с изогнутыми ручками (Матье); 2 - иглодержатель Троянова:

3 - иглодержатель с прямыми кольцевыми ручками (Хегара); аа - поперечное сечение режущей хирургической иглы; бб -поперечное сечение круглой хирургической иглы;

в - ушко хирургической иглы.

 

Рис. 7. Положение кисти при пользовании иглодержателем.

а - кисть в положении пронации; б - кисть в положении супинации.

 


ПИНЦЕТЫ (рис. 8)

Пинцет удерживается с одной стороны большим пальцем, а с другой -указательным и третьим (т.е. в виде писчего пера).

В этом случае пинцет является как бы продолжением пальцев и обеспечивается высокая точность и чувствительность в движении (рис. 9).

 

Рис. 8. Виды пинцетов.

а - анатомический;

б - хирургический;

в - лапчатый

 

Рис. 9. Неправильное (а) и правильное (б) держание пинцета.

КРОВООСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ЗАЖИМЫ (рис. 10).

Их удержание и работа производится также как и у ножниц. При захватывании сосудов нужно стремиться чтобы в зажим попало по возможности меньше окружающих тканей. Попробуйте сделать это на краешке х/б ткани.

 

Рис. 10. Виды кровоостанавливающих зажимов.

       а – зажим с овальными губками (Пеана);  б – зажим зубчатый (Кохера);

       в – зажим с длинными губками без зубцов (Бильрота); г – зажим типа «москит».

 

 

РАБОТА 2. Хирургические швы и узлы

Цель работы

Освоить основные хирургические узлы и способы их вязания.

Методика работы

Примечание: для этой работы используйте металлический цилиндр и кусочек хлопчатобумажной ткани.

УЗЛОВАТЫЙ ШОВ

Возьмите иглодержатель с иглой и заправленной нитью.

Произведите вкол и выкол на одинаковом расстоянии от краев разреза

Затяните хирургический узел до соприкосновения краев раны так, чтобы они не подвертывались и плотно соприкасались по всей толщине соединяемой поверхности.

Следите чтобы узлы располагались не на линии разреза, а сбоку на одной стороне.

Швы накладываются на расстоянии 1-2 см друг от друга.

 

НЕПРЕРЫВНЫЙ ШОВ

Возьмите длинную нить и заведите ее в иглу.

Сделайте вкол и выкол и завяжите узел.

В дальнейшем, делая вколы и выколы, произведите ушивание раны.

Завяжите узел после ушивания.


МАТРАЦНЫЙ ШОВ

Произведите вкол и выкол и завяжите узел.

Произведите вкол и выкол и на этой же стороне вкол и выкол на противоположной.

После ушивания раны завяжите узел. Для этого в одну руку возьмите конец нити, а в другую сложенную вдвое нить из последнего шва.

Рис. 11. Виды швов.

а – узловатый шов;

б – непрерывный шов;

в – шов Мультаиовского;

г – одиночный матрацный шов;

д – непрерывный матрацный шов.


ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №3

АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ. ПРОБНАЯ ЛАПАРАТОМИЯ


РАБОТА 1. Расчёт дозы наркотического вещества для

неингаляционного наркоза

Цель работы

Определить дозу наркозного вещества и стадии наркоза.

Методика работ

Возьмите крысу и определите ее массу.

В соответствии с приведенными в конце этого занятия данными рассчитайте дозу гексенала.

Разведите наркозное вещество, введите крысе, отметьте время его введения.

Запишите время наступления и продолжительности каждой из стадий наркоза.

Запишите данные обследования животных в таблицу, отмечая характер дыхания, подвижность, реакцию зрачков на свет, роговичный рефлекс, болевую чувствительность, акт дефекации и мочеиспускания.

Сделайте вывод из полученных результатов.

РАБОТА 2. Расчёт эффективной дозы эфира для общей анастезии

Цель работы

Определить дозу эфира необходимую для эффективной дачи наркоза крысе.

Методика работы

Измерьте объем эксикатора.

Посадите крысу в эксикатор.

Шприцем введите в эксикатор 3 мл эфира и отметьте время от момента введения до момента наступления наркотического сна.

Повторите процедуру с 5 и 10 мл эфира.

Выберите наиболее эффективную дозу, произведя соответствующие расчеты.

Сделайте вывод.

РАБОТА 3. Пробная лапаратомия

Цель работы

Освоить методику лапаратомии у крыс.

Методика работы

На операционном столике зафиксируйте на спине наркотизированную крысу из предыдущей работы.

Ножницами с изогнутыми браншами выстригите шерсть по срединной линии живота.

Дважды обработайте кожу раствором йода.

Вымойте дважды руки теплой водой и обработайте их 70% спиртом.

Возьмите скальпель и одним движением произведите разрез кожи от мечевидного отростка до лонного сочленения.

Рассеките скальпелем мышцы и брюшину.

Осмотрите брюшную полость, обращая внимание на взаиморасположение органов.

Послойно ушейте брюшную полость, накладывая кетгут на мышцы и брюшину непрерывным швом, а на кожу - шелк прерывистым узловатым швом. Обработайте ушитую рану йодом.

Освободите животное и положите его в клетку.

Проследите за наличием в клетке воды, пищи, опилок.

На 8-ой день после операции снимите швы после их повторной обработки раствором йода.

Примечание. В ходе операции необходимо следить за постоянным поддержанием III-ей стадии наркоза. Это осуществляется путем наложения ваты, смоченной эфиром, на мордочку животного.

Таблица.   Дозы наркотических веществ для белых крыс


Вещество

Доза (по литературным источникам)

в/б - внутркбрюшинно; п/к -подкожно

гексенал

250 мг/кг, в/б

барбамил

50 мг/кг, п/к

уретан

1200 мг/кг, п/к

хлоралгидрат

300 мг/кг, п/к

барбитал Na (мединал)

200 мг/кг, п/к

этаминал Na

40 мг/кг, в/бр

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №4

МЕТОДЫ ВЗЯТИЯ КРОВИ У ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ

РАБОТА 1. Взятие крови из кончика хвоста

Цель работы

Овладеть методом взятия крови из кончика хвоста у крысы.

Методика работы

На операционном столике зафиксируйте на спине наркотизированную крысу.

Разогрейте хвост животного путем погружения его в теплую (+35?С) воду.

Приготовьте меланжер и ножницы.

Извлеките хвост из воды, обсушите его чистой тряпочкой и обработайте спиртом.

Возьмите ножницы и отсеките 5-10 мм кончика хвоста.

Сожмите основание хвоста двумя пальцами и таким образом проведите по коже хвоста до его кончика.

Появившуюся каплю быстро наберите в меланжер до нужной отметки.

Примечание. Свешивание хвоста за край стола обязательное условие для всех пунктов данной работы. В связи с этим, кровь в меланжер должна поступать самотеком, а наличие пузырьков воздуха в капиллярной части меланжера недопустимо.

РАБОТА 2. Взятие крови из сердца крысы

Цель работы

Освоить методику взятия крови из сердца крысы.

Методика работы

Исходя из данных работы 2 Лабораторного занятия № 3, дайте крысе эфирный наркоз.

Наркотизированную крысу фиксируйте к операционному столу на спину.

Выстригите шерсть в области сердца и продезинфицируйте кожу.

Пальпаторно определите место верхушечного толчка сердца.

Наденьте иглу на шприц и введите ее в точку лежащую на 10мм краниальнее от установленного верхушечного толчка и на 1-2 мм латеральнее от левого края грудины.

Вводите иглу перпендикулярно плоскости грудной клетки одновременно вытягивая поршень шприца на себя.

При появлении крови в шприце остановите продвижение иглы и наберите 3-5 мл крови.

РАБОТА 3. Взятие крови из ретробульбарного синуса глаза

Цель работы

Освоить методику взятия крови из ретробульбарного синуса глаза.

Методика работы

Наркотизированную крысу из предыдущего опыта отвяжите и зафиксируйте в левой руке таким образом, чтобы захватить кожу шеи как можно ближе к ушам 1-ми 2-м пальцами.

Возьмите пастеровскую пипетку и под прямым углом проколите конъюнктиву у внутреннего угла глаза.

Проведите пипетку на глубину 1-2 мм за глазное яблоко.

При правильном введении, кровь поступает в пипетку самотеком, а для взятия большого количества крови, необходимо натянуть кожу в области век, чтобы сдавить яремные вены и повысить давление в синусе.

РАБОТА 4. Взятие крови при декапитации животных

Цель работы

Освоить методику взятия крови у крысы путем декапитации.

Методика работы

Приготовьте центрифужную пробирку с вставленной в нее воронкой.

Наркотизированную крысу из предыдущего опыта возьмите в левую руку, а в правую "портновские" ножницы.

Одним движением произведите декапитацию животного и соберите вытекающую кровь в пробирку.


ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №5

МЕТОДИКА ВСКРЫТИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ

И ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

РАБОТА 1. Вскрытие трупа крысы и изъятие органов для исследования

Цель работы

Овладеть методикой вскрытия трупа крысы и изъятия органов

для исследования.

Методика работы

Возьмите крысу и определите ее массу.

Проведите эвтаназию животного путем передозировки наркоза –введите крысе анестетик в летальной дозе (дозировка для наркоза ? 3) и дождитесь наступления смерти.

Фиксируйте труп животного на операционный столик брюшком кверху.

Возьмите скальпель и произведите разрез кожи по средней линии от нижней челюсти до лонного сочленения.

На шее разведите мышцы пинцетом, найдите трахею и щитовидный хрящ, ниже его, непосредственно на трахее, найдите узкую полоску ярко-красного цвета. Это щитовидная железа. С помощью пинцета и остроконечных ножниц осторожно отделите ее от трахеи и поместите в чашку Петри в физиологический раствор. Вам потребуется две чашки. В одну следует помещать все непарные и левые органы, в другую - все правые. Стеклографом пометьте их соответствующим образом.

Вскройте скальпелем брюшную полость.

Тупой браншей ножниц войдите в брюшную полость и произведите разрез брюшной стенки параллельно реберным дугам. То же самое сделайте в области лонного сочленения.

Вскройте ножницами диафрагму, после чего от середины реберной дуги ножницами пересеките ребра по направлению к плечевому суставу.

Откиньте грудину с остатками ребер к краниальному концу животного.

Захватите пинцетом трахею, аорту и прилежащие ткани, ножницами пересеките их выше захвата. Потяните все это кверху и ножницами осторожно отделите комплекс "сердце-легкие" от задней грудной стенки.

Поместите комплекс в чашку Петри и отделите сердце от легких и каждый орган от прилежащих тканей. Поместите легкие и сердце в соответствующие чашки.

Найдите в жировой клетчатке в области верхнего полюса левой почки плотное образование дискообразной формы серо-желтого цвета. Это - надпочечник. Осторожно отделите его от окружающих тканей и поместите в чашку Петри.

Проделайте ту же процедуру с правым надпочечником.

Выделите почки, печень, а также селезенку.

Если это самка, в области лонного сочленения найдите тело матки и ее рога.

На конце рога, примерно на уровне почки, найдите темно-красное, бугристое образование, окруженное жировой клетчаткой. Отсеките яичник от окружающих тканей и поместите его в чашку Петри. Повторите процедуру для правого яичника.

Пересеките тело матки у основания и возьмите для исследования.

РАБОТА 2. Определение абсолютной массы органов и расчёт их относительной массы

Цель работы

Освоить методику определения абсолютной и относительной массы органов крысы.

Методика работы

Отмойте органы от крови в чашках Петри и осушите их фильтровальной бумагой.

Определите массу щитовидной железы, надпочечников, яичников на торсионных весах, а остальные органы - на аптекарских.

Вычислите относительную массу каждого органа по формуле: S=m/M*100

где m - масса органа, М - масса тела животного.

 

Полученные Вами и вашими сокурсниками данные запишите в таблицу, где в первой графе будет номер животного, во второй - масса, а в последующих вначале абсолютная, а затем относительная масса каждого органа. Сравните полученные данные с литературными и сделайте вывод.


ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №6

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ

Для успешного выполнения данной работы, необходимо знать следующие разделы по учебнику Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого / -М. Медицина, 1985. 544 с. Электрокардиограмма (с.245-248), внешнее дыхание (с.292-298), температура тела и изотермия (с.396-398), возбудимость и возбуждение мышечных волокон (с. 47).

В качестве усилителя биопотенциапов на данном занятии используется электроэнцефачограф.

РАБОТА 1. Пневмография у крыс

Цель работы

Запись и анализ пневмограммы у лабораторных животных.

Методика работы

Возьмите крысу и определите ее массу.

Дайте ей эфирный наркоз по известной методике.

Положите крысу на брюшко на операционный столик.

Наложите петли-удавки на все лапы.

Оденьте на грудную клетку дыхательную манжетку и закрепите ее зажимом.

Фиксируйте крысу к столику.

Поддерживайте у животного II-III стадию наркоза.

Включите в сеть электроэнцефалограф.

Включите кнопку "Сеть".

Нажмите кнопку "Регистратор" и с помощью регулятора "Центровка" выведите перо самописца в его среднее положение.

Ручкой "Усиление" добейтесь оптимальных осцилляции пера.

Включите кнопку "Запись" и произведите запись пневмограммы на скорости 3.75 мм/с и 60 мм/с. Длина записи должна быть такой, чтобы в протокол можно было подклеить ленту с 3-4 дыхательными движениями для каждого участника эксперимента.

Выключите прибор и освободите животное, выполняя п.п. 1-6 в обратном порядке.

По записи дыхания рассчитайте частоту дыхания (дых/мин), амплитуду дыхательной волны в мм. длительность одного дыхательного цикла в сек, длительность фазы вдоха и выдоха в сек.

Запишите результаты в протокол опытов.

Зарисуйте в протокол функциональную схему установки.

Сделайте вывод.

РАБОТА 2. Одновременная регистрация пневмограммы и электрокардиограммы у крыс

Цель работы

Освоить методику синхронной записи пневмограммы и электрокардиограммы (ЭКГ) у лабораторных животных.

Методика работы

Повторите п. п. 1-5 из предыдущей работы.

Фиксируйте крысу к столику

Введите игольчатые электроды под кожу передних и правой задней лапы.

Подключите дыхательную манжетку и сердечные электроды в любые гнезда коммутатора элекгроэнцефалографа.

С помощью наружной и внутренней ручек селектора (первый ряд переключателей справа на верхней панели прибора) первого канала наберите соответствующие коммутатору номера для пневмографии.

Теми же ручками 2 канала наберите соответствующие номера коммутатора. Помните, что длинный провод гарнитуры Вы подключаете к гнезду "Земля" на коммутаторе.

Повторите п. п. 7-12 из предыдущей работы.

Получите такую длину записи, чтобы каждому участнику эксперимента достался участок записи с 3-5 сердечными сокращениями.

Повторите пункт 13 предыдущей работы.

Сравните количественно и качественно запись ЭКГ у крысы с ЭКГ человека.

Зарисуйте в протокол функциональную схему установки.

Сделайте вывод.

РАБОТА 3. Термометрия методом термопары

Цель работы

Знакомство с методикой измерения температуры тела у лабораторных животных при помощи термопары.

Методика работы

Примечание: Для выполнения работы используются медноконстантановые термопары, которые представляют собой проволоку (медь-константан-медь), соединения которой осуществляются сваркой, при этом образуются два медноконстонтановых спая. Помещение этих спаев в среду с различной температурой при замыкании цепи приводит к возникновению в ней разницы потенциалов. На каждый градус разницы температур спаев возникает напряжение в 40 мВ. Таким образом при фиксированной температуре одного из спаев термопары (температура холодового спая Тхс) и измерении напряжения в сети (тЭДС) можно рассчитать температуру среды в которой находится второй спай.

Повторите п.п. 1-4 работы № 1.

Введите термопару животному in rectum на глубину 5 см.

Запишите показания вольтметра (тЭДС, мкВ), термометра (Тхс, °С).

Рассчитайте температуру тела животного по формуле: Ттела=Тхс+тЭДС/40.

Зарисуйте в протоколе функциональную схему установки.

Сделайте вывод.


ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Основы стереотаксической техники.

Стериотаксис: устройство и правила работы.

Стериотаксическии атлас головного мозга

Работа 1. Устройство стереотаксического аппарата

Цель работы

Познакомиться с устройством стереотаксиса и освоить основные принципы работы с ним.

Методика работы

Осмотрите стереотаксис и найдите головодержатель (рис. 13,14).

Найдите ушные держатели и с помощью винтов попробуйте изменить расстояние между их кончиками (рис.14 (4,5)).

Рассмотрите зубные держатели и освойте механизм изменения их наклона, а, следовательно, и наклона головы животного (рис.14 (3,2)).

Найдите носовые держатели, с помощью винтов попробуйте их закрепить (рис.14 (1)).

Используя схему (рис.13), найдите на приборе стереотаксическую головку (препаратоводитель).

Найдите устройство для перемещения каретки в продольном, ростро-каудальном направлении (используется для установки координаты АР). Рассмотрите и определите величину деления на линейке штатива (рис.13 (2)).

Найдите измерительные линейки для поперечного перемещения стереотаксической головки, во фронтальной плоскости (координата L). Обратите внимание на деления, расположенные на основании микрометрического винта, определите величину (в мм) его одного оборота (рис.13 (5)).

На оси крепления электродов рассмотрите и определите величину одного оборота микрометрического винта и механизм погружения в мозг на определенную величину (координата Н) - вертикальное перемещение (рис.13 (3)).

В верхней трети, на задней поверхности головки стереотаксиса найдите дисковидное устройство, обеспечивающее угловое перемещение каретки в поперечной плоскости, позволяющее изменять угол погружения электродов и канюль в мозг. На боковой поверхности найдите аналогичное устройство для углового перемещения каретки в продольной плоскости (рис.13 (7)).

В нижней части стереотаксической головки (препаратоводителя) найдите фиксатор для электродов и канюль. Опробуйте механизм их закрепления с помощью расположенных там винтов (рис.13 (6)).

Найдите и установите манипуляционный столик для фиксации тела животного.

 

 

Рис. 13 Стсреотаксис (общий вид).

1– стойка;

2 – устройство для продольного перемещения каретки;

3– микрометрический винт вертикального перемещения стереотаксической головки,

4–-головка стсреотаксическая:

5 – микрометрический винт горизонтального перемещения стереотаксической головки;

6– фиксатор электродов и канюль;

7–- устройство углового перемещения каретки;

8 –  станина;

9 – головодержатель;

10 – стойка головодержателя.

 

 

Рис. 14. Головодержатель стереотаксиса.

1–- носовой зажим;

2 – рукоятка штанги для регуляции наклона зубного держателя;

3 – зубной держатель;

4 – ушные держатели;

5–- винт перемещения ушных держателей;

6–-стойка головодержателя;

7–- препаратоводитель.


РАБОТА 2. Определение координат структур головного мозга

по стереотаксическому атласу

Цель работы

Освоить методику определения координат заданных структур мозга по стереотаксическому атласу

Методика работы

Получите от преподавателя задание - какую структуру Вы будите исследовать.

Откройте стереотаксический атлас и ознакомьтесь с используемыми в нем сокращениями.

Среди многочисленных фронтальных срезов стереотаксического атласа выберите срез мозга, где наиболее ярко представлено исследуемое нервное образование (наибольший диаметр образования). Записать соответствующую фронтальную координату (АР) - она указана на соответствующей фотографии среза мозга (рис. 12).

Пользуясь горизонтальной шкалой атласа и линейкой определите сагиттальную координату (L) центральной точки нервного образования.

Пользуясь вертикальной шкалой атласа определите горизонтальную координату (Н) образования.

Запишите формулу стереотаксических координат АРXLYНZ выбранной структуры мозга.

 

РАБОТА 3. Фиксация животного в стереотаксическом аппарате

Цель работы

Освоить правила фиксирования животного в стереотаксисе.

Методика работы

Определите массу животного.

Рассчитайте и введите раствор наркозного вещества.

Закрепите голову наркотизированного животного в стереотаксисе.

Придерживая голову животного с нижней поверхности левой рукой, правой осторожно вставьте в наружные слуховые проходы ушные держатели так, чтобы положение головы было строго симметричным.

Проверьте правильность закрепления головы крысы в стереотаксисе: сжав пальцами правой руки затылочную область головы крысы, убедитесь в отсутствии подвижности вдоль оси ушных держателей.

Закрепите медиальные резцы верхней челюсти в зубном держателе.

Опустите зажим носового держателя на переносицу животного, так чтобы резцы неподвижно зафиксировались в пластине зубного держателя. Зафиксируйте положение носового держателя с помощью винта.

Расположите тело животного на манипуляционном столике стереотаксиса.

Рис. 12. Фронтальные срезы мозга крысы:

(n. – nucleus)

AAA – area amygdalaris anterior

AB – n. basalis amygdalae

AC – n. centralis  amygdalae

AD – n. antero-dorsalis

AL – n. lateralis amygdalae

AM – n. anteromedialis thalami

AV – n. antero-ventralis

ACO – n. corticalis amygdalae

AHA – area hypothalamica anterior

AHL – area hypothalamica lateralis

AME – n. medialis amygdalae

APL – area praeoptica lateralis

APM – area praeoptica medialis

ARC – n. arcuatus

CA – comissura anterior

CD – n. caudatus

CF – comissura fornicis

CI – capsula interna

CL – claustrum

CDP – caudate-putamen complex

CPYR – cortex pyriformis

CH – chiasma opticum

DS – decussatio supramammilaris

FF – fimbria fornicis

GL – corpus geniculatum laterale

GP – globus pallidus

GLV – GL-pars ventralis

HL – n. habenulae lateralis

HM – n. habenulae medialis

HDM – n. dorsomedialis hypothalami

HIP – hippocampus

HVM – n. ventromedialis   hypothalami

IV – n. interventralis

LA – n. lateralis anterior

MD – n. mediodorsalis

ML – n. mammilaris lateralis

NCM – n. centralis medialis

NHP – n. hypothalami posterior

NPC – n. paracentralis

NSL – n. septalis lateralis

NSM – n. septalis medialis

T. OLF. LAT – n. tractus olfactoril lateralis

PF – n. parafascicularis

PC – pedunculus cerebri

PV – n. paraventricularis

PVA – n. paraventricularis anterior

PVP – n. paraventricularis posterior

R – n. reticularis

RE – n. reunions

S – stria medullaris

SO – n. supraopticus

ST – stria terminalis

SCH – n. suprachiasmaticus

SPM – n. supramammilaris

STH – n. subthalamicus

TMT – tractus mammilo-thalamicus

TO – tractus opticus

T. OLF. LAT. – tractus olfactorius lateralis

V – ventriculus lateralis

VE – n. ventralis thalami

VM – n. ventralis medialis

VDM — n. ventralis pars dorsomedialis

ZI – zona incerta


ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

СТЕРЕОТАКСИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА


РАБОТА 1. Вживление электродов и канюль в структуры головного мозга

Цель работы

Освоить методику вживление электродов и канюль в глубокие структуры головного мозга.

Методика работы

Зафиксируйте животное в стереотаксисе как описано в работе № 3 занятия №7.

У зафиксированного в стереотаксисе животного, в области предполагаемого разреза кожи на голове, удалить шерсть с помощью ножниц и скальпелем сделать продольный разрез кожи длиной

2-2,5 см по средней линии головы в ростро-каудалыюм направлении.

С помощью хирургических пинцетов или зажимов раздвинуть кожные лоскуты и освободить скальпелем кость от надкостницы и протереть её тампоном, смоченным перекисью водорода для остановки возможного кровотечения.

Кости черепа протереть спиртом или эфиром для подсушивания. При этом четко проступают швы, необходимые для определения координат, по которым будет введен электрод или канюля.

Найдите ориентировочные точки: брегму (пересечение сагиттального и коронарного швов) и ламбду (пересечение сагиттального и затылочного швов) ( см. рис. 15)

Рис. 15. Вид костей черепа крысы. Дорсальная поверхность.

Вг - брегма: АРО - нулевая отметка фронтальной поверхности


Вставьте в держатель стереотаксиса иглу с затупленным концом и перемещая её, установите так, чтобы её конец касался ламбды. Определите по шкале препаратоводителя координаты лямбды. Отведите конец иглы в точку брегма и наклоните голову животного так, чтобы она оказалась на 1 мм выше ламбды. По шкале препаратоводителя определите нулевые координаты брегмы (рис. 16).

 

Рис.16. Кости черепа крысы. Латеральная поверхность.

Вг — брегма;

L — ламбда;

НО - нулевой горизонтальный уровень;

АРО - нулевой уровень фронтальной поверхности мозга.


 

К нулевым отсчетам (см. п.5), прибавьте значения координат, полученных по стереотаксическому атласу для исследуемой структуры мозга (занятие №7, работа 1).

Найденную точку на черепе, промаркируйте и сделайте бормашиной трепанационное отверстие. Сверлите отверстие осторожно, чтобы не "провалиться" и не повредить ткань мозга. Помните, что длительное сверление сопровождается нагревание кости, что нежелательно. Перед введением электрода кость ещё раз подсушите эфиром или перекисью водорода.

Электрод (канюлю) закрепите в препаратоводителе стереотаксиса, подведите его к трепанационному отверстию и введите на требуемую глубину (координата Н).

Взять инградиенты фосфатцемента (порошок и жидкость) и смешать их в пропорции 7:1 до получения консистенции густой сметаны.

С помощью шпателя нанести полученную смесь на высушенные кости черепа «заливая» вживленный электрод (канюлю).

Через 5-10 минут, после того, как пломба застынет, препаратоводитель стереотаксиса отвести в сторону, закрыть отверстие канюли (если она пластиковая - запаивают её паяльником, или закрывают парафином, или клейкой лентой) и извлечь крысу из стереотаксиса.


РАБОТА 2. Микроинъекции в структуры головного мозга

Цель работы

Освоить методику микроинъекций в боковые желудочки мозга.

Методика работы

Взять крысу и зафиксировать её в иммобилизационный станок, как указано в работе № занятия №

Открыть отверстие канюли для инъекции (удалив клейкую ленту или парафин с отверстия, или обрезать верхнюю часть канюли).

Иглу переходника микродозатора ввести в отверстие канюли и осуществите введение раствора: медленно в течение 1 минуты не более 10 мкл.

Извлеките иглу из канюли и закройте её отверстие.

РАБОТА 3. Контроль точности вживления канюль в структуры головного мозга с помощью маркировочной жидкости

Цель работы

Морфологический контроль точности вживления канюль в желудочки мозга с помощью маркировочной жидкости.

Методика работы

Введите животному через имеющиеся канюли небольшое количество черной туши, как указано в предыдущей работе.

Произведите эвтаназию экспериментального животного путем декапитации.

В затылочной области черепа, освободив предварительно кости от покровных и мышечных тканей, осторожно разломите с помощью пинцета или зажимов черепные кости.

Осторожно извлеките головной мозг животного, отсекая от его основания сосуды, нервы и оболочки.

Поместите мозг в чашку Петри с водой.

С помощью бритвенного лезвия произведите разрез мозговой ткани в области вживленной канюли. В случае правильного введения канюли Вы увидите индикаторное вещество в обоих боковых желудочках мозга.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №9

МЕТОДЫ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ ЦНС

РАБОТА 1. Оценка функции спинного мозга

Цель работы

Освоить неврологические тесты, характеризующие рефлекторную деятельность спинного мозга.

Методика работы

Рефлекс сгибания лапы.

Бережно поднимите крысу за кожу спины.

Возьмите пинцет и ущемите пальцы задней лапы.

Отметьте реакцию животного.

Уколите ступню иглой и отметьте реакцию.

Нагрейте металлический прут в водяной бане при температуре +60 °С.

Прикоснитесь им к подушечкам пальцев задней лапы крысы.

Отметьте реакцию.

Запишите данные в протокол опытов и сделайте вывод.

Примечание. У здорового животного при действии этих раздражителей наблюдается сгибание лапы и, некоторое время, сохранение сгибания конечности. Обратите внимание на пропорциональность между интенсивностью стимула и интенсивностью ответной реакции.

Рефлекс отдергивания хвоста.

Поместите крысу в индивидуальную клетку так, чтобы хвост свободно лежал на поверхности стола.

С помощью лупы сфокусируйте солнечные лучи на коже средней трети хвоста.

Отметьте время начала действия до ответной реакции в виде сгибания хвоста.

Запишите в протокол результаты и сделайте вывод.

Примечание. При постоянных параметрах стимула латентный период реакции используется для измерения болевого порога.


РАБОТА 2. Оценка деятельности продолговатого мозга

Цель работы

Овладеть методами оценки рефлекторной деятельности

продолговатого мозга.

Методика работы

Реакция вздрагивания.

Поместите крысу на площадку для наблюдения и подождите, пока она не перестанет двигаться.

Подайте сильный звуковой раздражитель громко, хлопнув ладонями.

Опишите в протоколе реакцию крысы и сделайте вывод.

Примечание. При производстве теста обратите внимание на разгибание задних и передних конечностей, выгибание спины, прижатие ушей и закрытие глаз.

Роговичнып рефлекс.

Фиксируйте крысу одной рукой на столе.

Сверните в жгут кусочек ваты и осторожно прикоснитесь к роговице глаза.

Опишите в протоколе ответную реакцию век и ее длительность. Сделайте вывод.

Качание головой.

Возьмите животное за кожу пояснично-крестцовой области.

Поверните тело животного сначала влево, а затем вправо.

Наклоните вниз, а затем вверх,

Сделайте вывод.

РАБОТА 3. Оценка деятельности моста (варолиева моста) и среднего мозга

Цель работы

Освоить методику исследования функции моста и среднего мозга.

Методика работы

Рефлекс переворачивания.

Положите крысу на спину на стол и отметьте ответную реакцию.

Положите крысу на спину, а голову фиксируйте рукой. Опишите ответную реакцию.

Возьмите крысу, поднимите на высоту около 40 см и бросьте вверх лапами на мягкую поверхность. Занесите в протокол характер приземления животного.

Сделайте общий вывод по всем трем тестам.

Зрачковый рефлекс.

Возьмите крысу и зафиксируйте ее в руке.

С помощью лупы отметьте диаметр зрачка.

Направьте свет от ручного фонаря на другой глаз.

Отметьте изменение диаметра зрачка исследуемого глаза.

Запишите изменения в протокол. Сделайте вывод.

РАБОТА 4. Оценка функционального состояния коры головного мозга

Цель работы

Освоить неврологические тесты функционального состояния коры головного мозга.

Методика работы

Реакция постановки лапки на опору.

Поднимите крысу и передвигайте горизонтально так, чтобы тыльная сторона передних конечностей коснулась края стола. Животное ответит постановкой передней лапы на поверхность стола.

Поднимите крысу так, чтобы при опускании она коснулась подбородком края стола. Животное ответит постановкой обеих передних лап на стол рядом с подбородком.

Держите крысу на краю стола и сдвиньте одну переднюю или заднюю лапу так, чтобы она свешивалась с края стола. Лапа немедленно должна подтянуться на поверхность стола.

Держите крысу за хвост и опустите вниз, пока вибриссы не коснуться края стола. Крыса поднимает голову и подвигает лапы к столу.

Держите крысу за хвост и опускайте вниз, но так, чтобы вибриссы не касались края стола и могли использоваться только зрительные рецепторы. Животное попытается схватиться за край стола, как только окажется в пределах досягаемости.

Тест для исследовании равновесия.

Поместите крысу на деревянный брусок диаметром 2 см и длиной 30 см, закрепленный на высоте 50 см над полом. Животное должно просидеть на бруске более 3 минут.

Запишите в протокол результаты и сделайте соответствующие выводы. Примечание. Для более глубокого закрепления данного материала, используя учебники по анатомии и физиологии человека, опишите и зарисуйте рефлекторные дуги для каждого из рефлексов.

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Батуев А.С, Никитина И.П., Журавлев В.Л., Соколова Н.Н. Малый практикум по физиологии человека и животных. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. 348 с.

Большой практикум по физиологии человека и животных: Учеб. пособие для вузов /И.П.Баскова, Г.С.Ипполитова, П.А.Келарева и др.; под ред. Б.А.Кудяшова. М: Высш. шк., 1984. 407 с.

Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Д. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. М.: Высш. шк., 1991. 399 с.

Западнюк И.П., Западнюк В.И., Захария Е.А., Западнюк Б.В. Лабораторные животные. Разведение, содержание, использование в эксперименте. Киев, 1983.

Ноздрачев А.Д., Баженов Ю.И. и др. Начала физиологии: Учебник для вузов/ Под ред. акад. А.Д. Ноздрачева, СПб., 2001. 385 с.

Ноздрачев А.Д., Поляков Е.Л. Анатомия крысы: лабораторные животные/ Под ред. акад. А.Д. Ноздрачева. СПб.: Изд-во «Лань», 2001. 464 с.

Ноздрачев А.Д., Поляков Е.Л., Гнетов А.В. Исследование функций головного мозга: некоторые современные методы. Учебн. Пособие. Л.:Изд-воЛГУ, 1987. 160 с.

Руководство к практическим занятиям по физиологии человека и животных: Учеб. пособие / Под. Ред. И.П. Ашмарина, А.А.Каменского, Г.С.Суховой. - 2-е изд., перераб и доп.-М.: Изд-во МГУ, 2004. - 256 с.

Трахтенберг И.М., Сова Р.Е., Шефтель В.О., Оникиенко Ф.А. Показатели нормы у лабораторных животных в токсикологическом эксперименте. М.: «Медицина», 1978. 176 с.

Фифкова Е., Маршала Дж. Стереотаксические атласы кошки, кролика и крысы./В кн.: Буреш Я., Петрань М., Захар И. Электрофизиологические методы исследования. М., 1962,

с. 384-426.

Экспериментальная физиология: Практикум по физиологии / Пер. с англ. Каменской М.А.. М.: Мир, 1974. 350 с.


ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ

(Приложение к приказу Министерства здравоохранения СССР от 12.08.1977 г. N 755)

 

1. Настоящие Правила регламентируют все виды использования экспериментальных животных в медико-биологической практике: для научного эксперимента, в целях обеспечения учебного процесса, биологического тестирования, в ходе изготовления вирусных, бактерийных и других препаратов.

2. Правила имеют целью:

- повышение качества научных и других видов работ с животными;

- обеспечение принципов гуманного обращения с животными;

- упорядочение системы планирования и отчетности в области организации экспериментальной работы и совершенствовании лабораторного животноводства.

3. Право на использование животных имеют научно-исследовательские, лечебные и учебные учреждения, санэпидстанции и учреждения по производству бактерийных, вирусных и других препаратов.

4. Учреждения могут проводить работу с животными в том случае, если они имеют:

виварий (экспериментально-биологическую клинику), оборудованный согласно Санитарным правилам от 06.04.73 № 1045-73;

экспериментальную лабораторию, оборудованную согласно требованиям (приложение № 1);

штат сотрудников, обеспечивающий уход за животными и выполняющий требования гуманного обращения с ними (приложения №№ 2, 3, 4).

5. К работе с экспериментальными животными допускаются лица, имеющие высшее медицинское, ветеринарное, зоотехническое, фармацевтическое или биологическое образование, разрешение на право использования животных и несущие ответственность за соблюдение Правил.

6. Лица, имеющие среднее медицинское, ветеринарное, или зоотехническое образование (а в учебных учреждениях и студенты) и знакомые с настоящими Правилами, допускаются к проведению несложных и неболезненных процедур на животных, без получения персонального разрешения, но под контролем ответственного лица и под его ответственность, за исключением персонала предприятий по производству бактерийных и вирусных препаратов.

7. За подготовку экспериментатора к работе с животными и за соблюдение Правил использования животных в целом несет ответственность руководитель кафедры (отдела, лаборатории, кабинета), в которых работает лицо, допущенное к эксперименту на животных.

8. При представлении в печать данных о результатах исследований, выполненных с использованием экспериментальных животных, учреждения  и отдельные лица обязаны указывать сведения об использовании животных (вид, количество, тип применявшегося обезболивания и т. д.).

9. Все процедуры на животном, которые могут вызвать у него боль или иного рода мучительное состояние, проводятся при достаточном обезболивании (под местной анестезией или наркозом), кроме случаев использования животных для получения биологических препаратов, их контроля в иммунологических исследованиях (Приложение № 3). Опыты с применением миорелаксантов, которые не являются обезболивающими средствами, во всех случаях проводятся при полном обезболивании.

10. Запрещается использование животного для болезненных процедур более чем один раз, кроме животных, используемых для контроля биологических препаратов, в их производстве, животных-доноров и при изучении схем иммунизации.            

При необходимости повторных опытов такого рода вопрос должен обсуждаться на ученом совете института и проведение эксперимента – санкционировано решением Комиссии по экспериментальной работе (союзной или республиканской).

11. При проведении экспериментов и других процедур в условиях повышенного риска нанесения животному болезненных раздражений (травма в затруднительных условиях наблюдения за клинической картиной состояния животного, обездвижение животного, выполнение процедур на животных малоопытными лицами, (например, студентами) строго обязательно присутствие лица, ответственного за исполнение животного и контроль с его стороны за сохранением адекватного обезболивания.

12. В послеоперационном периоде животное должно получать квалифицированный уход и адекватное обезболивание.

13. Животное, которое осталось после эксперимента или другой процедуры искалеченным или нежизнеспособным должно быть своевременно умерщвлено с соблюдением всех требований гуманности.

14. Эвтаназия, т.е. гуманное умерщвление животного, производится ответственным лицом или под его непосредственным наблюдением при соблюдении всех требований гуманности, в соответствии с требованиями (приложение № 4).

15. Уборка трупа животного может производиться только после того, как смерть будет констатирована лицом, ответственным за работу с животным.

16. Ответственность за нарушение Правил проведения работ с использованием животных несут руководители учреждений, где проводятся эксперименты, и лица, специально выделенные для проведения этой работы.

17. Нарушение Правил гуманного обращения с животными и проведение экспериментов в условиях, ставящих под сомнение научную достоверность полученных данных, может повлечь за собой в установленном порядке применения к виновным лицам мер дисциплинарного воздействия, а также запрещения научных публикаций, защиты диссертационных работ и запрещения дальнейшего использования экспериментальных животных в научных и учебных целях.

 

 

Приложение № 1

ОБОРУДОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Обязательными условиями организации экспериментальной лаборатории являются следующие:

1. Наличие специального помещения для проведения экспериментов, где поддерживается нормальная температура, имеется адекватное освещение и вентиляция. Помещение должно быть изолировано от сильных шумов.

2. В помещении для проведения экспериментов (лаборатории) должен находиться запирающийся шкаф для хранения медикаментов, инструментария и документации.

Лаборатория должна иметь:

инструменты: иглы, шприцы для инъекций – в соответствии с размерами животных, термометр и т.д.;

набор медикаментов – для  обезболивания и умерщвления в обязательном порядке, – и прочие виды медикаментов, в зависимости от характера проводимых экспериментов;

вспомогательные принадлежности для доставки животного (поводки, носилки, ящики и пр.), для фиксации животного (мягкие повязки, намордники (снимаются после дачи наркоза) и пр.

3. В случаях, когда эксперимент требует обезболивания животного, экспериментальная лаборатория должна иметь дополнительный минимум необходимого оборудования:

стол для фиксации животного,

осветительное устройство,

наркозно-дыхательная аппаратура,

хирургический инструмент (скальпели, иглы – в соответствии        

с размерами животного) и пр.,

медикаменты для премедикаций, обезболивания животного в ходе операции, обезболивания животного в послеоперационном периоде.

 

 

Приложение № 2

УХОД ЗА ЖИВОТНЫМИ В ВИВАРИИ

(экспериментально-биологической клинике)

1. Условия содержания животного в виварии должны обеспечивать для него нормальный биологический фон.

2. Важнейшим условием этого является:

содержание животного в вентилируемом, освещенном, отапливаемом помещении;

обеспечение его водой для питья и нормальным питанием;

своевременная уборка помещения.

В виварии недопустимы громкие разговоры, шум.

3. Санитарно-гигиенические требования к помещению вивария изложены в соответствующих разделах Санитарных правил.

4. Кормление и водопой животных должны производиться в строгом соответствии с действующим приказом. (Приказ № 163 от 10 марта 1966 г. Министра здравоохранения СССР).      

На кормкухне вивария должны быть вывешены нормы кормления животных и выход продуктов (в том числе и вареных кормов) для животных всех видов, содержащихся в виварии, а также указание часов, в которые производится кормление и смена воды в поилках.            

Выдача кормов должна производиться заведующим складом (фуражором) с веса. Каждый рабочий обязан расписываться в журнале за полученные им корма. Выдаваемые корма должны отвечать нормам по весу, ассортименту и качеству. Во всех клетках должны находиться постоянно неопрокидывающиеся поилки со свежей водой. Режим кормления в выходные и праздничные дни должен быть таким же, как в будни.

5. Размер клеток для экспериментальных животных (кроме обезьян) определен в соответствующем разделе Санитарных правил, но он должен обеспечивать животному свободное передвижение. Мелких обезьян (макаки и др.) следует содержать по одной в клетках с прижимным устройством размером не менее чем 1,5 x 1,5 x 1,5 м. Крупные обезьяны содержатся в комнатах-вольерах. Температура воздуха в помещении для обезьян должна быть не ниже +25 град. С. Собаки в хроническом эксперименте должны выводиться из клеток для выгула.

 

 

Приложение № 3

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР НА ЖИВОТНЫХ

I. Подготовка животного к эксперименту

1. В период введения в эксперимент животное должно адаптироваться к обстановке лаборатории и привыкнуть к экспериментатору.

2. При доставке в лабораторию крупных животных запрещается применение силовых или болезненных приемов. В случае агрессивных или истеричных животных можно сделать предварительную премедикацию с помощью безыгольных инъекторов с удлиненной насадкой.

3. Мелких животных (грызунов и пр.) следует брать осторожно, применять корнцанги только с резиновыми насадками, не сжимать животных сильно руками, что причиняет животным травмы и боль. (См. О.Н. Елизарова и соавт. Пособие по токсикологии для лаборантов. М., 1974). Запрещается оставлять животных в ожидании эксперимента больше, чем это необходимо для проведения премедикации.

5. Запрещается переносить мелких животных по холоду в неутепленных клетках.

II. Премедикация. Фиксация животного

1. Премедикация проводится ответственным за работу с животным лицом или под его наблюдением.

2. Если животное испугано или состояние наркоза наступает не сразу, экспериментатор должен ждать, пока животное не успокоится или не заснет.

3. Животное можно фиксировать только после того, как подействует наркоз.

4. При проведении процедур, которые требуют иммобилизации бодрствующих животных, разрешается привязывать животное к лабораторной доске только на непродолжительное время. Для иммобилизации животного на продолжительное время следует применять ящики-домики и щитки-ошейники.

5. После фиксации собак с них снимаются повязки-намордники.

6. Повязки на конечностях животного должны быть мягкими, не препятствовать кровообращению; животному не должна быть придана неудобная поза с вывернутыми конечностями.

7. При помещении бодрствующего животного в стереотаксический аппарат необходимо провести местное обезболивание участков головы, подвергающихся сдавлению.

III. Обезболивание

1. После дачи животному наркоза необходим постоянный контроль со стороны экспериментатора (или анестезиолога) за уровнем наркоза. При использовании миорелаксантов рекомендуется систематическое выведение животного из состояния обездвижения для проверки уровня наркоза. При первых признаках ослабления наркоза он должен быть углублен. Запрещается применение  средств,  препятствующих  контролю за уровнем наркоза: афонии, завязывания морды и т.д.

2. Все эксперименты с нанесением животному болезненных ощущений, включая эксперименты по изучению шока, должны проводиться с отключением сознания у животного. Допускается нанесение пороговой боли при изучении механизма боли и влияния на организм анальгетиков и анестетиков. Порог боли определяется индивидуально для каждого животного; критерием возникновения порогового болевого ощущения следует считать реакцию избегания: отдергивание конечности, перемену места, прыжок. Нанесение болевых раздражений, вызывающих голосовую и активную двигательную (оборонительную) реакции запрещается. Пороговые болевые раздражения наносятся в условиях свободного поведения животного. Наносимая пороговая боль должна быть непродолжительной. Развитие стрессовых состояний у животного в результате болевых раздражений и других мучительных состояний недопустимо.

3. При биологическом тестировании и производстве медико-биологических препаратов все процедуры проводятся в условиях щажения животного; болезненные процедуры при маркировке животных (отрезание ногтевых фаланг и др.), при взятии крови, при воздействии на слизистую глаза и т. д. должны проводиться под местной анестезией или другого рода обезболиванием.

4. Дозы и время введения  препаратов должны фиксироваться в соответствующих документах (протокол эксперимента).

IV. Уход за животными в послеоперационном периоде

1. При доставке животного в клетку после операции  должны использоваться удобные носилки, исключающие нанесение животному травм, сдвигания повязок. В случае применения миорелаксантов и искусственного дыхания животное должно оставаться в лаборатории до полного восстановления дыхания. Грызуны, получившие травмы, например, при взятии крови из хвоста, отсаживаются в отдельную клетку во избежание покусов.

2. Животное в хроническом опыте должно быть помещено в удобную клетку, облегчающую также условия наблюдения и ухода за животным. С момента появления у животного болей, оно должно получать седативные и обезболивающие препараты. Животное должно получать квалифицированный уход под контролем экспериментатора.

3. После особо сложных и ответственных операций рекомендуется первые сутки устанавливать круглосуточное дежурство около животного.

4. Состояние животного и назначения препаратов должны отмечаться в протоколе эксперимента.

 

 

Приложение № 4

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭВТАНАЗИИ

(УМЕРЩВЛЕНИЯ ЖИВОТНОГО)

1. Гуманным умерщвлением животного (эвтаназией) называется быстрое и безболезненное умерщвление животного, не сопровождающееся у него чувством тревоги и страха.

2. Животное должно получать адекватный уход (анестетики, питание, поение и т. п.) вплоть до самого момента его умерщвления.

3. Умерщвление животных не должно производиться в помещении, где содержатся животные, запрещается умерщвлять одних животных на глазах у других.

4. В острых опытах животное должно умерщвляться до прекращения действия наркоза. Во всех случаях животное должно умерщвляться своевременно – до наступления у него болезненных состояний.

5. Оптимальным и универсальным методом умерщвления животных является передозировка наркоза – введение анестетика в летальной дозе (дозировка для наркоза Х 3).

6. При соблюдении этих условий допустимо умерщвление животного другими методами:

мелких животных: мышей, крыс, лягушек, птиц и т.д. – путем декапитации;

кроликов – путем воздушной эмболии;

крупных животных: взрослых собак, свиней и пр. – с помощью пропускания электрического тока, при этом электроды вводятся в область продолговатого мозга и в область крестца.

7. При необходимости изучать ультраструктуру мозга применяются мгновенные методы эвтаназии (например, мгновенное замораживание при погружении животного в жидкий азот). Использование в этом случае электротока недопустимо.      

Если предусматривается морфологический анализ тканей мозга с использованием светового микроскопа, то для эвтаназии должны применяться анестетики.

8. Допускается умерщвление животных, используемых в производственных целях, путем обескровливания. При этом может быть подобран метод обезболивания, отличный от фармакологического воздействия.

9. При проведении эксперимента с применением миорелаксантов допускается умерщвление животного путем отключения искусственного дыхания, но лишь в условиях сохранения адекватного наркоза.

10. Допускается умерщвление мелких животных с помощью ингаляционного наркоза без предварительного введения других видов анестетиков. Наиболее пригодным для этой цели является хлороформ. Но при этом эвтаназия должна производиться в специальной камере, в теплом помещении; подача хлороформа должна вестись очень небольшими дозами – по капле.






Яндекс.Метрика