Лабораторный практикум по курсу биологии средней школы


В. А. Корчагина

БИОЛОГИЯ

РАСТЕНИЯ, БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАИНИКИ


Учебник для 6-7 классов средней школы

24-е издание

Москва «Просвещение» 1993

Лабораторный практикум, 6 класс


1. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ

Рассмотрите все данные вам растения.

Найдите их органы.

Сравните орга­ны этих растений. Чем они различаются?

Что у них общего?

Зарисуйте в тетради одно растение и подпишите его органы.


Рассмотрите цветки (петунии, дикой редьки иди другого растения). Найдите цветоножку, околоцветник (чашелистики, лепестки), тычинки, пестик. Под­считайте: сколько чашелистиков образовали чашечку? Сколько лепестков в венчике? Сколько тычинок и пестиков? Результаты запишите в тетради.


2.СУХИЕ И СОЧНЫЕ ПЛОДЫ

Рассмотрите плоды. Найдите сочные и сухие.

Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия.

Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определите их названия.

Заполните таблицу:

Название

плода

Тип плода

Какие растения имеют такой вид

сочный или сухой

односемянный или многосемянный







3. УСТРОЙСТВО ЛУПЫ И МИКРОСКОПА.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ

Рассмотрите ручную лупу.

Какие части она имеет?

Каково их назначение?

Познакомьтесь с правилами пользования ручной лупой.


Изучите микроскоп.

Найдите тубус (зрительную трубу), окуляр и объектив с увеличительными стеклами, штатив с предметным столиком и зеркалом, винты.

Выясните, какое значение имеет каждая часть. Опре­делите, во сколько раз увеличивает микроскоп.

Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом на странице 24 .

Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.




4. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ

Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока, вареного клубня картофеля. Что характерно для их строения?

Рассмотрите кусочки мякоти под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунок надпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плода томата?


5. ПРЕПАРАТ КОЖИЦЫ ЧЕШУИ ЛУКА ПОД МИКРОСКОПОМ

Рассмотрите на рисунке  последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

Покройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло около микрообъекта каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

Рассмотрите окрашенный препарат под микроскопом.

Какие изменения произошли?

Найдите на препарате темную полосу, окружающую клетку—оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок).

В цитоплазме хорошо видно ядро.

Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука.

Обозначьте оболочку, поры, цито­плазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.



6. ПЛАСТИДЫ В КЛЕТКАХ ЛИСТА

Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках зеленые тель­ца — хлоропласта.

Зарисуйте строение клетки листа элодеи. Сделайте надписи к рисунку.



7. СТРОЕНИЕ СТЕРЖНЕВЫХ И МОЧКОВАТЫХ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ

Рассмотрите корневые системы предложенных нам растений. Чем они раз­личаются?

По учебнику прочитайте, какие корневые системы называются стержневыми, какие — мочковатыми.

Отберите растения со стержневой корневой системой.

Отберите растения с мочковатой корневой системой.

По строению корневой системы определите, какие растения принадлежат к однодольным, какие к двудольным

Заполните таблицу:


Название

растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы





8. КОРНЕВЫЕ ВОЛОСКИ И ЧЕХЛИК

Рассмотрите корешок редиса или корешок проростка пшеницы невоору­женным глазом, а затем в лупу Найдите на конце корешка корневой чехлик.

Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика и зоны роста. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочитайте по учеб­нику, какое они имеют строение и значение (с. 38).

Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком в учебнике, зарисуйте и сделайте надписи.

Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?



9. СТРОЕНИЕ ПОЧЕК. РАСПОЛОЖЕНИЕ ПОЧЕК НА СТЕБЛЕ

Рассмотрите побеги разных растений. Определите и зарисуйте расположение почек на стебле.

Отделите почку от побега, рассмотрите ее внешнее строение. Какие при­способления имеются у почек к перенесению неблагоприятных условий?

Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите ее под лупой. С помощью рисунка найдите чешуйки зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия её частей.

Изучите генеративную почку. Что общего и чем различаются вегетативные и цветочные почки? Используйте для сравнения рисунок в учебнике.


10. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ЛИСТЬЯ. ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ

Рассмотрите листья комнатных растений и листья из гербария. Отберите простые листья По какому признаку вы их отбираете?

Отберите сложные листья. На основании какого признака вы это делаете? Какое жилкование 'у отобранных вами листьев?

Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?

Результаты внесите в таблицу:


Название

растения

Листья простые или сложные

Жилкование

Листорасположение








11. СТРОЕНИЕ КОЖИЦЫ ЛИСТА

Возьмите кусочек листа кливии (амариллиса, пеларгонии, традесканции), надломите его и осторожно снимите с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы Приготовьте препарат так же, как препарат кожицы лука  . Рассмотрите под микроскопом. (Можно использовать готовые препараты кожицы листа.)

Найдите бесцветные клетки кожицы Рассмотрите их форму и строение. На какие уже известные вам клетки они похожи?

Найдите устьичные клетки. Чем устьичные клетки отличаются от других клеток кожицы листа?

Зарисуйте кожицу листа под микроскопом. Отдельно зарисуйте устьице. Сделайте надписи к рисункам.

Сделайте вывод о значении кожицы листа.



12. СТРОЕНИЕ ОСНОВНОЙ ТКАНИ ЛИСТА

Изучите готовые микропрепараты поперечного среза листа. Найдите клетки верхней и нижней кожицы, устьица.

Рассмотрите клетки мякоти листа. Какую форму они имеют, как расположены?

Найдите межклетники. Прочитайте по учебнику, какое они имеют значение. Сравните микропрепарат с рисунком учебника.

Зарисуйте поперечный срез листа и подпишите все части.



13. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ВЕТКИ ДЕРЕВА

Рассмотрите внешний вид ветки; найдите на коре чечевички (бугорки с отверстиями)

Каково их значение?

Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки.

С помощью лупы рассмотрите на срезах слои в стебле. Пользуясь учебником, определите название каждого слоя.

Иглой отделите кору, попробуйте ее изогнуть, сломать, растянуть Прочи­тайте по учебнику, как называется наружный слой коры. Что такое луб, где он расположен и каково его значение для растения?

На продольном срезе рассмотрите кору, древесину, сердцевину. Испытайте каждый слой на прочность

Отделите кору от древесины, проведите пальцем по древесине Что вы ощущаете? Прочитайте по учебнику об этом слое и его значении

Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.


14. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗРАСТА ВЕТКИ (СТВОЛА) ПО СПИЛУ

На спиле древесного стебля найдите древесину, подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите по ним возраст дерева.

Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего периода.

Установите, какие слои древесины старше по возрасту — лежащие ближе к сердцевине или к коре Объясните, почему вы так считаете.


15. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВОДЫ И МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО ДРЕВЕСИНЕ

Рассмотрите поперечный срез ветки липы или какого-либо другого древес­ного растения, простоявшего 2- 4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

Рассмотрите продольный срез этой же ветки. Укажите, какой слой стебля окрасился На основании проведенных наблюдений сделайте вывод.

Прочитайте по учебнику, в чем особенности клеток, по которым передви­гаются вода и минеральные соли.

Зарисуйте срезы.

Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.


16. СТРОЕНИЕ КЛУБНЯ. СТРОЕНИЕ ЛУКОВИЦЫ

Рассмотрите клубень картофеля. Найдите основание и верхушку.

Рассмотрите глазки. Каково их расположение на клубне? Рассмотрите почки в глазке, пользуясь лупой.

Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля. Зарисуйте поперечный срез клубня. Капните на срез клубня иодом. Объясните,что произошло. Докажите, что клубень — видоизмененный подземный побег,

Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют сухие чешуи?

Разрежьте луковицу вдоль Зарисуйте продольный разрез луковицы и, пользуясь учебником, обозначьте чешуи, донце, почки, придаточные корни. Докажите, что луковица — видоизмененный подземный побег.


17. ЧЕРЕНКОВАНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

Осторожно срежьте стеблевые черенки с 3—4 листьями с предложенных вам комнатных растений (пеларгония, колеус, традесканция и др.).

Удалите с них два нижних листа, поместите в стаканы (или банки) с водой так. чтобы нижний узел был в воле. Поставьте черенки для ускорении в теплое и хорошо освещенное место.

Через каждые 3—4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся водо­проводной водой.

После того как придаточные корешки достигнут 2 см, высадите черенки в цветочные горшки с почвой

Накройте черенки стеклянной банкой и выдерживайте на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется корневая система и они не тронутся в рост.

За развитием черенков растений ведите регулярные наблюдения.

Данные записывайте в таблицу.




Название

растения

Даты

начала

окоренения

начала

образования

придаточных

корней

высадки

в цветочные

горшки

начала

роста

побегов














18. СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, ты­чинки и пестик.

Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок.

Определите, какой околоцветник у данного цветка — простой или двойной.

Определите, какая чашечка — раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик — свободнолепестный или сростнолепестный.

Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить Рассмотрите под лупой пыльник. В нем множество мельчайших пыльцевых зерен.

Рассмотрите строение пестика. Найдите его части. Разрежьте завязь по­перек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку). Что формируется из семязачатка? Почему тычинки и пестик являются главными частями цветка?

Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.


19.СОЦВЕТИЯ

Рассмотрите на живом и гербарном материале соцветия.

2- Определите порядок расположения цветков на цветоносном стебле у рас­смотренных растений. Пользуясь схемой на рисунке учебника, выяс­ните, как называются эти соцветия.

Зарисуйте схемы рассмотренных соцветий, запишите их названия и укажите, какие растения имеют эти соцветия.


20.СТРОЕНИЕ СЕМЯН ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ

Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли Сравните их размеры и внешнюю форму.

Найдите рубчик. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечку.

Зарисуйте семя фасоли и подпишите его части.

Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества

Читая учебник, выясните, в каких частях семени могут запасаться пита­тельные вещества у других двудольных растений.


21. СТРОЕНИЕ СЕМЯН ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ

Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

Препаровальной иглой попробуйте снять часть плодовой оболочки с на бухшей и сухой зерновки. Объясните, почему она не снимается.

Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком ,108И учеб ника, изучите строение зародыша

Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите ее части

Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений.


22. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА СЕМЯН

Возьмите комочек геста, положите его в мешочек из марли. Промойте тесто в стакане с водой Прочитайте по учебнику о растительном белке или клейковине.

В образовавшуюся мутную жидкость добавьте 2—3 капли иода. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

Положите на бумагу семена подсолнечника (или других масличных культур) и раздавите их. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?

Сделайте вывод, какие органические вещества входят в состав семян.




Лабораторный практикум, 7 класс


1-8. ПРИЗНАКИ СЕМЕЙСТВА ПО ВНЕШНЕМУ СТРОЕНИЮ РАСТЕНИЙ


I. Рассмотрите выданное вам растение.

Отметьте особенности внешнего строения корня. Определите тип корневой системы.

Изучая побег, отметьте особенности внешнего строения листа, тип жил кования, тип листорасположения, особенности внешнего строения стебля

Определите: одиночный цветок имеет растение или соцветие. Определите тип соцветия.

Изучая строение цветка, отметьте особенности строения чашечки, особен­ности строения венчика, число и расположение тычинок, особенности стро­ения пестика, число пестиков в цветке

Изучите строение плода. Отметьте особенности строения. Определите тип плода.


II. Определите, к какому классу и семейству относится данное растение.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ

Пользуясь определителем и карточкой для определения растений соответ­ствующего семейства, определите данные вам растения. Для этого: рассмотрите цветок, изучите его строение; сравните с описанием его в тезе; если признаки цветка не совпадают с тезой, соотнесите их с антитезой; найдите следующий пункт и сопоставьте строение органов растения с описанием и т. д.;

запишите последовательность определения каждого из видов растений.

Запишите вывод о проделанной работе: каковы общие признаки растений данного семейства.



9. СТРОЕНИЕ ЗЕЛЕНЫХ ВОДОРОСЛЕЙ

Поместите на предметное стекло каплю «цветущей» воды, накройте по­кровным стеклом и рассмотрите при малом увеличении микроскопа.

Рассмотрите одноклеточные водоросли Найдите среди них хламидомонаду (тело эллипсовидной формы с заостренным передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы).

Оттяните часть воды из-под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении микроскопа.

Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Отметьте форму и окраску хроматофора. Какоиа роль хроматофора в жиз­ни водоросли?

Окрасьте раствором йода микропрепарат и рассмотрите его под микроско­пом. Установите, как изменилась окраска водоросли, поясните, с чем это связано. Сделайте вывод о питании водорослей.

Зарисуйте строение клетки в тетради и подпишите названия ее частей.

Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам 166, 167 учебника.


10. СТРОЕНИЕ МХА

Рассмотрите внешнее строение мха. Найдите стебель и листья.

Укажите форму, расположение, размер и окраску листьев (рассмотрите лист мха под микроскопом и зарисуйте его).

Определите: стебель ветвистый или не ветвистый.

Рассмотрите верхушку стебля и найдите коробочку со спорами Каково значение спор в жизни растении?

Сравните строение мха со строением водорослей и цветковых растений. В чем их сходство и различие?


11. СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ПАПОРОТНИКА

Изучите внешнее строение папоротника. Найдите подземные и надземные вегетативные органы, кратко опишите их по плану: корневая система; форма и окраска корневища; размер надземного стебля; форма, размер и окраска листьев.

Рассмотрите бурые мешочки со спорами на нижней стороне листа. Каково значение спор в жизни папоротника?

Сравните папоротник с мхом. Найдите признаки сходства и различия.

Обоснуйте принадлежность папоротника к растениям.


12. СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ХВОЩА

С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побег хвоща полевого из гербария.

Найдите спороносный колосок. Накопи значение спор в жизни хвоща?

Найдите междоузлия и узлы с мутовчато расположенными листьями.

Зарисуйте побеги хвоща.

Обоснуйте принадлежность хвоща к папоротникообразным растениям.


13.  СТРОЕНИЕ ХВОИ И ШИШЕК ХВОЙНЫХ

Рассмотрите хвою. Определите ее форму, расположение на стебле. Измерьте длину хвои и обратите внимание на ее окраску.

Рассмотрите внешний вид шишек. Отметьте их форму, размеры, окраску. Свои наблюдения внесите в таблицу.:


Название

растения

Хвоя

Шишки

Длина

Окраска

Расположение

на ветках

Размеры 

Формап

чешуек

Плот­ность























Отделите одну чешуйку и ознакомьтесь с расположением и внешним стро­ением семян.

Сравните расположение семян в шишке голосеменного растения с распо­ложением их у цветкового растения. Почему изученное растение называют голосеменным?


14. СТРОЕНИЕ ПЛОДОВЫХ ТЕЛ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ

Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.

Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учетом их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые.


15 ПЛЕСНЕВЫЙ ГРИБ МУКОР

Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.

Рассмотрите микронрепарат при малом и большом увеличении микроскопа. Найдите грибницу, плодовое тело и споры.

Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.


Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в теплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок, состоящий из тонких нитей мукора Рассмотрите плесень в начале ее развития и позднее, при образовании черных головок со спорами.



БИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫЕ

Учебник для 7-8 классов средней школы

Под редакцией доктора биологических наук

М. А. Козлова

23-е издание

Москва

«Просвещение» 1993

Лабораторный практикум, 7 класс


I. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СТРОЕНИЕМ

И ПЕРЕДВИЖЕНИЕМ ИНФУЗОРИИ-ТУФЕЛЬКИ

1/Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки поместите каплю культуры инфузории-туфельки; положите в каплю не­сколько волокон ваты, накройте ее покровным стеклом.

2/Положите микропрепарат на предметный столик микроскопа и прове­дите наблюдение сначала под малым увеличением. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию-туфельку, определите ее форму тела, передний (тупой) и задний (заостренный) концы тела.

3/Проведите наблюдение за характером передвижения инфузории-ту­фельки, которое сопровождается вращением тела вокруг его продольной оси.

4/Рассмотрите инфузорию-туфельку под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички и установите, какую роль они играют в передвижении инфузории-туфельки.

5/Найдите сократительные вакуоли - они расположены в передней и задней частях тела; рассмотрите цитоплазму.

6/Зарисуйте инфузорию-туфельку в тетради и подпишите увиденные ча­сти тела.



II. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ДОЖДЕВОГО ЧЕРВЯ,

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЕГО ПЕРЕДВИЖЕНИЕМ

И РЕАКЦИЯМИ НА РАЗДРАЖЕНИЯ

1/Рассмотрите дождевого червя, находящегося в ванночке, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры (с помощью линейки).

2/Рассмотрите с помощью луны тело червя, состоящее из колец-члени­ков, выясните, одинаковые ли они на всем протяжении тела червя.

3/Найдите передний (более заостренный) конец тела с ротовым отвер­стием и задний (более тупой) конец с анальным отверстием, через которое из организма удаляются непереваренные части пищи.

4/Определите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела.

5/Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу; при этом вы ощутите прикосновение щетинок. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя.

6/Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она - сухая или влажная, и ответьте на вопрос: какое значение имеет такая кожа в жизни этого червя в почве?

Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бу­маге. Выясните роль щетинок.

Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя и определите, как реагирует червь на эти раздражения.

Зарисуйте дождевого червя в тетради, обозначьте части его тела и под­черкните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве.


III. СТРОЕНИЕ РАКОВИН РАЗЛИЧНЫХ МОЛЛЮСКОВ,

ВЫЯВЛЕНИЕ ИХ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЙ

Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску, найдите ее передний (широкий) и задний (узкий) концы.

Вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую ее часть - вершину, а также изогнутые линии; они ограничивают годичные слои ее прироста, поэтому их называют годичными кольцами.

Найдите на внутренней поверхности раковины следы прикрепления мышц.

Зарисуйте раковину беззубки и обозначьте на рисунке рассмотренные части.

Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика или виноградной улитки, обратите внимание на то, что она спирально закручена, опреде­лите ее окраску.

Найдите на раковине ее вершину и отверстие, ведущее в полость рако­вины, - устье.

Зарисуйте раковину прудовика или виноградной улитки и надпишите ее части1.

Установите черты отличия и сходства в строении раковины беззубки и обыкновенно! о прудовика.



Коллекция Обитатели морского дна

Техническое описание

Назначение

Предназначена в качесте раздаточного материала на уроках по биологии.

Комплектность

В коллекции представлены следующие раковины моллюсков:

1.  Мидия - обитает в прибрежных участках южных морей

2.  Гребешок фиолетовый - встречается в центральной Японии на севере до Новой Гвинеи на юге

3.  Гребешок фаллиум - мелководья Охотского и Якутского морей

4.  Кодакия - мелководья Японского моря

5.  Галиотис - распространен в умеренных и тропических водах Мирового океана

6.  Теребра - населяет преимущественно тропические и субтропические моря

7.  Мезодесма - мелководья южных морей

8.  Трохус - обитает в поляных широтах и в тропиках

9.  Каури - обитатель субтропических и тропических морей

10.  Натика - мелководья морей с нормальной океанической соленостью

11.  Прудовик - обитает в тихих присноводных водоемах на водных растениях

12.  Виноградная улитка - обитает во влажных лесах южных районов, на винограбе и фруктовых деревьях


Лабораторный практикум, 8 класс


IV. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ НАСЕКОМОГО

Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.

На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.

Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики - органы осязания, обоняния, глаза - органы зрения и ротовые органы.

Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.

На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару - перепончатые крылья.

Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помо­щью лупы дыхальца.

Составьте таблицу: 1 2 3 4

Особенности внешнего строения насекомого

Признаки

Особенности строения

Покров


Размер тела


Отделы тела


Органы:


ГОЛОВЫ


груди


брюшка



V. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ РЫБЫ

[1]          Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела и ее жизни.

[1]          Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С по­мощью лупы рассмотрите отдельную чешую.

[1]          Определите окраску тела рыбы па брюшной и спинной сторонах; если она различна, то объясните эти различия.

[1]          Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.

На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.

Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за ра­ботой плавников при передвижении рыбы.

Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запи­шите в тетрадь.


ИЗУЧЕНИЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНОВ РЫБЫ НА ВЛАЖНОМ ПРЕПАРАТЕ

На влажном препарате найдите жабры, определите их местоположение и установите, к какой системе органов они принадлежат.

Найдите на влажном препарате желудок, кишечник, печень, устано­вите, к какой системе органов они относятся.

Найдите на влажном препарате сердце, установите его место в полости тела, к какой системе органов принадлежит сердце.

Определите, самку или самца вы рассматриваете. Установите располо­жение семенников и яичников в полости тела и укажите, к какой системе органов их относят.

Найдите на влажном препарате почки, определите их местоположение в полости тела, к какой системе органов они относятся.

 



Составьте таблицу:

Основные органы и их принадлежность к той или иной системе органов



Название органа

Система органов


















ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦЫ, СТРОЕНИЕ ПЕРЬЕВ

Рассмотрите чучело птицы и найдите па нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.

Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рас­смотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.

Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение.

Обратите внимание на неоперепную часть ноги - цевку и пальцы с ко­гтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ра­нее, вы встречали такой покров.

Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.

Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание - очин, опахала, рас­положенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опа­хала и найдите бородки 1-го порядка - это роговые пластинки, отхо­дящие от ствола.

Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.

Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.

На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенно­сти, связанные с полетом. Сделайте запись в тетради.




СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА ПТИЦЫ

Рассмотрите скелет птицы. Найдите на нем череп, определите его форму; рассмотрите костную основу клюва и большие глазницы.

Найдите на скелете позвоночник и рассмотрите его отделы: шейный, грудной, пояснично-крестцовый и хвостовой.

Рассмотрите шейный отдел позвоночника, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни птицы.

Найдите грудной отдел позвоночника, состоящий из неподвижно со­единенных между собой позвонков, грудину с высоким гребнем (килем) и ребра; рассмотрите их.

Используя рисунок 105 учебника, найдите на скелете птицы кости, со­ставляющие пояс передних конечностей (плотные вороньи кости, сабле­видные лопатки и сросшиеся д вилочку ключицы).

Рассмотрите па рисунке fl05 учебника кости передних конечностей, найдите эти кости на скелете птицы. Обратите внимание на кисть, образо­ванную сросшимися костями.

На том же рисунке учебника найдите пояс задних конечностей - таз; рассмотрите пояс задних конечностей на скелете птицы. Обратите внима­ние на прочность соединения костей таза с позвоночником. Объясните зна­чение этой особенности строения скелета в жизни птицы.

Рассмотрите кости задних конечностей на рисунке учебника (бедро, го­лень, кости стопы). Найдите эти кости на скелете птицы. Обратите внима­ние на цевку - длинную кость стопы. Подсчитайте число пальцев.

Отметьте в строении скелета птицы черты приспособленности, связанные с полетом, и запишите их в свои тетради.



Человек:

анатомия, физиология, гигиена 


Цузмер, А.М.; Петришина, О.Л.

1968




ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ


I. КЛЕТКИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ РТА

Дляработы нужны: микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, скальпель, пипетка, 0,9-процентный раствор NaCl (физиологический раствор), подкрашенный метиленовой синькой или чернилами, спирт, вата.


Поря док работы

1.Тщательно протрите ватой предметное и покровное стекла.

2. При помощи пипетки нанесите на предметное стекло капельку подкрашенного физиологического раствора.

3. Протерев ручку скальпеля спиртом, проведите ею (не лезвием!) несколько раз по внутренней поверхности щеки или нижней губы. Вы снимете немного слизи вместе со слущившимися клетками слизистой оболочки рта.

4. Перенесите эту слизь в каплю на предметном стекле при помощи препаровальной иглы, осторожно смешайте слизь с подкрашенным раствором и накройте препарат покровным стеклом.

5. Поместите препарат под микроскоп и рассмотрите его. Найдите слегка окрасившиеся клетки (рис. 1). Рассмотрите в них бледно окрашенную цитоплазму и более темное ядро.

6. Зарисуйте рассмотренные вами клетки в тетради и сделайте надписи.



II.  ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ И СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

Для работы нужны: кусочек кожицы лягушки в бюксе, микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, пинцет, ножницы, две препаровальные иглы, физиологический раствор для холоднокровных животных (0,65-процентный NaCl), подкрашенный цветными чернилами или метиленовой синькой.

Порядок работы

1. Найдите в бюксе беловатую пленку — кусочек слущившейся эпителиальной ткани кожицы лягушки.

2. При помощи пипетки перенесите эту частичку вместе с капелькой воды на предметное стекло, расправьте двумя препаровальными иглами, нанесите каплю подкрашенного физиологического раствора и накройте покровным стеклом.

3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Обратите внимание на то, что клетки эпителиальной ткани плотно прилегают друг к другу (рис. 2).

4. Поместите на предметный столик микроскопа готовый окрашенный препарат рыхлой соединительной ткани и рассмотрите его.


Обратите внимание на то, что клетки этой ткани расположены редко; в основном же она состоит из волокон межклеточного вещества.

Сделайте вывод из наблюдений. В чем сходство и различие между эпителиальными и соединительными тканями.




III.  СОСТАВ КОСТИ

Для работы нужны: натуральная, декальцинированная и пережженная кости, препаровальная ванночка или поднос.

Порядок работы

1. Попробуйте согнуть, а затем растянуть натуральную кость животного. Согнулась ли она? Смогли ли вы ее растянуть?

2.  Что происходит при попытке согнуть пережженную кость? Каким свойством обладает пережженная кость?

3. Сгибается ли кость, находившаяся в соляной кислоте? Можно ли ее растянуть? Какими свойствами обладает эта кость? Сделайте вывод из опыта. Чем объясняется различие в свойствах между выдержанной в кислоте и прокаленной костью?


IV. КРОВЬ ЧЕЛОВЕКА

Для работы нужны: отстоявшаяся кровь в пробирке, готовый окрашенный микропрепарат крови, микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, вата.

Порядок работы

1. Рассмотрите кровь человека под микроскопом (свежий мазок и окрашенный препарат). Сделайте зарисовку и надписи.

2. Рассмотрите отстоявшуюся в пробирке кровь. Какие два слоя в ней ясно различимы? Сообразите, чем образованы эти слои?

3. Найдите третий слой — тонкую сероватую пленку на границе между двумя толстыми слоями отстоявшейся крови. Чем она образована?

4. Зарисуйте пробирку с отстоявшейся кровью. Обозначьте надписями все три ее слоя.

5. Закройте ватным тампоном пробирку с кровью: она вам понадобится для следующей лабораторной работы.

Что вы узнали о крови после проделанных наблюдений?




V. ЗНАЧЕНИЕ ПОСТОЯНСТВА СОСТАВА КРОВИ

Для работы нужны: несвертывающаяся кровь, штатив с двумя пробирками, физиологический раствор для теплокровных (0,9-процентный NaCl), кипяченая вода.

Порядок работы

1. Налейте в две пробирки по 3 мл крови.

2. Добавьте в первую пробирку дистиллированной или кипяченой воды (примерно вдвое больше, чем крови).

3. Во вторую пробирку вместо воды добавьте столько же 0,9-процентного раствора поваренной соли.

4. Рассмотрите содержимое обеих пробирок на свет. В чем различие между жидкостями в первой и второй пробирках? Объясните результат опыта.


VI. СВОЙСТВА ГЕМОГЛОБИНА

Для работы нужны: несвертывающаяся кровь, штатив с двумя пробирками.

Порядок работы

1. Осторожно разлейте поровну в две пробирки небольшое количество несвертывающейся крови.

2. Одну из пробирок поставьте в штатив, а содержимое второй энергично взбалтывайте в течение 1—2 минут.

3. Поместите вторую пробирку в штатив рядом с первой и сравните по цвету кровь, налитую в них.

Почему возникло различие в окраске? Какая кровь находится в первой пробирке и какая — во второй?


VII. СТРОЕНИЕ СЕРДЦА

Для работы нужны: сердце крупного млекопитающего со сделанными заранее разрезами (рис. 3), препаровальная ванночка, стеклянная палочка.

Порядок работы

Пользуясь рисунком, рассмотрите строение вскрытого сердца млекопитающего животного.

1. Найдите верхнюю (широкую) и нижнюю (узкую) части сердца.

2. Рассмотрите поверхность сердца и найдите границы между предсердиями и желудочками. Проверьте на ощупь, у каких отделов мышечная стенка толще: у предсердий или желудочков.

3. Отыщите правую и левую стороны сердца по толщине стенок желудочков.

4. Возьмите сердце в руку и поместите его перед собой в таком положении, как оно расположено в вашей грудной полости.

5. Найдите аорту —самый крупный кровеносный сосуд с упругими стенками, который поворачивает по выходе из левого желудочка вверх и влево. Отыщите обе полые вены: их можно определить по широкому просвету, мягкости стенок и расположению в правой половине сердца.

6. Отыщите легочную артерию, выходящую из правого желудочка, и четыре легочные вены, впадающие в левое предсердие.

7. Откройте сердце по разрезам сначала с левой стороны, затем с правой. Сравните толщину стенок обоих желудочков.

8. Введите сначала в аорту, затем в легочную артерию и, наконец, в вены обеих половин сердца стеклянную палочку; посмотрите, с каким отделом сердца связан каждый сосуд.

9. Внутри вскрытых желудочков найдите свисающие в них створчатые клапаны, сухожильные нити, которыми заканчиваются створки, и мышечные сосочки на стенках желудочков, куда врастают нити.

10. Нащупайте пальцем в начале аорты кармашки: это полулунные клапаны. Куда направлены отверстия кармашков: к сердцу или в глубь артерий?

Сделайте вывод из работы. В чем заключается связь между строением и функцией сердца?



VIII.   СОСТАВ ВДЫХАЕМОГО И ВЫДЫХАЕМОГО ВОЗДУХА

Для работы нужны: прибор дыхательные клапаны (рис. 4 и 5), свежеприготовленная известковая вода, стакан с крепким раствором марганцовокислого калия.

Порядок работы

1. Рассмотрите прибор дыхательные клапаны. В обе банки (рис. 5) или высокие пробирки (рис. 4) налита известковая вода. Посмотрите, прозрачна ли она.

2. Тщательно промойте мундштук прибора в растворе марганцовокислого калия.

3. Выдохните воздух, затем возьмите в рот мундштук прибора и медленно, чтобы не расплескать жидкость, втяните через него воздух в свои легкие. Через какую из двух банок (пробирок) он проходит из окружающей среды?

4. Вдохните и так же медленно выдохните воздух в мундштук. Через какую банку (пробирку) выходит выдыхаемый воздух?

5. Сделайте подряд несколько вдохов и выдохов через мундштук. В какой из двух банок (пробирок) известковая вода помутнела заметнее? Сделайте вывод из опыта.



IX. СВОЙСТВА УГЛЕВОДОВ, ЖИРОВ И БЕЛКОВ

Для работы нужны: штатив с двенадцатью пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, 4 бумажных фильтра, 4 стеклянные воронки, скальпель, кристаллизатор, порошок глюкозы, вода, картофельная мука, крахмальный клейстер, растительное масло, двууглекислая сода в порошке, белок куриного яйца, водный раствор иода, 10-процентный раствор NaOH, 0,1-процентный раствор CuSO4, спиртовка.


Порядок работы

1. Рассмотрите порошок виноградного сахара — глюкозы. Какой вид имеет это вещество? Каково оно на вкус? К какой группе органических соединений оно принадлежит?

2. Всыпьте щепотку глюкозы в пробирку с водой. Растворится ли порошок?

3. Рассмотрите порошок крахмала. Какой вид имеет это вещество? Каково оно на вкус? К какой группе органических соединений оно принадлежит?

4. Проверьте, растворим ли в воде порошок крахмала.

5. Рассмотрите на свет жидкий крахмальный клейстер в пробирке. Какой вид он имеет? Каков на ощупь?

6. Прилейте в пробирку с водой 2—3 капли растительного масла. К какой группе органических соединений оно принадлежит? Растворяется ли масло в воде?

7. Наберите на кончик скальпеля немного порошка соды и всыпьте его в пробирку с водой и маслом. После перемешивания жидкости посмотрите, какой вид она приобрела.

8. Прилейте в пробирку с водой белок куриного яйца и тщательно размешайте. Посмотрите жидкость на свет. Прозрачна ли она?

9. Налейте в 4 воронки с фильтрами по отдельности раствор глюкозы, крахмальный клейстер, растительное масло и белок куриного яйца. Какие из этих жидкостей проходят через фильтр? Какие из этих веществ растворимы в воде и какие нерастворимы?

10. Вспомните, как определяют крахмал. В пробирку с клейстером добавьте 2—3 капли слабого раствора йода. Как изменился цвет содержимого пробирки?

11. Научитесь определять присутствие виноградного сахара в растворе. Для этого в пробирку с 2—3 мл глюкозы добавьте 1 —1,5 мл 10-процентного раствора едкого натра. Затем приливайте по каплям 0,1-процентный раствор медного купороса, пока жидкость в пробирке не приобретет синей окраски. Вскипятите содержимое пробирки. Как оно изменилось? Как определяют наличие глюкозы в растворе?


X. ДЕЙСТВИЕ СЛЮНЫ НА КРАХМАЛ

Для работы нужны: штатив с четырьмя пробирками, высокий стакан, пипетки, термометр, жидкий крахмальный клейстер, пробирка со слюной, разведенной в воде (1:1), слабый раствор иода в воде, растворы NaOH (10%) и CuS04 (0,1%), спиртовка, горячая и холодная вода,

Порядок работы

1. Возьмите 4 пробирки.

В первую из них налейте 3 мл очень жидкого крахмального клейстера,

во вторую — столько же разбавленной водой слюны,

в третью — клейстер с добавлением чистой воды,

в четвертую — клейстер с добавлением слюны.

На пробирки наденьте бумажные ярлычки, на которых написано, что находится в каждой из них.

2.  Исследуйте содержимое первой и второй пробирок: выясните, содержится ли в слюне и в крахмале глюкоза (см. лабораторную работу IX).

3. Прилейте при помощи пипетки к содержимому третьей и четвертой пробирок по 2—3 капли слабого раствора иода. Как изменился цвет находящейся в них жидкости? Почему?

4. Смешайте в высоком стакане горячую и холодную воду до температуры 37—39° и поставьте туда третью и четвертую пробирки. По мере остывания воды доливайте в стакан горячую воду, чтобы температура в нем не падала ниже 37°.

5. Через 10—15 минут выньте из стакана обе пробирки. Различается ли теперь их содержимое по окраске? Подумайте, почему произошло замеченное вами изменение.

6. Проверьте, содержится ли глюкоза в третьей и четвертой пробирках.

Запишите в тетради, как изменяется крахмал под действием слюны.


XI. СТРОЕНИЕ ПОЧКИ

Для работы нужны: свиная или баранья почка, разрезанная вдоль, лупа, препаровальная ванночка, кусок проволоки с петлей на конце, пинцет.


Порядок работы

1. Найдите место, откуда выходит из почки мочеточник (2), почечная артерия (4) и почечная вена (5). Как вы отличили вену от артерии?

2. Вдвиньте в отрезок мочеточника проволоку с петлей на конце. Полость внутри почки, куда выйдет проволочная петля из мочеточника, называется почечной лоханкой (11).

3. Рассмотрите два отличающихся по окраске слоя почки — наружный (6) и внутренний (7). Какой из них светлее, какой — темнее?

4. С помощью лупы рассмотрите наружный слой почки и найдите в нем темные точки. Это капиллярные клубочки.

5. Во внутреннем слое почки найдите пирамидки (9), верхушки которых выдаются в почечные лоханки (11) сосочками (10),

6.Пользуясь лупой, рассмотрите в пирамидках полоски, которые тянутся от наружного слоя к сосочкам. Это тоненькие трубочки, по которым моча стекает в почечные лоханки через маленькие отверстия на конце сосочков.

Сделайте вывод о связи строения почки с выполняемой ею функцией.


XII. СТРОЕНИЕ ГЛАЗА

Для работы нужны: глаз крупного млекопитающего с круговым разрезом оболочек, пинцет, скальпель, препаровальная игла, блюдце.

Порядок работы

При выполнении работы пользуйтесь цветной таблицей XIII.

1. Рассмотрите глазное яблоко снаружи и найдите:

а) места прикрепления к нему мышц;

б) отрезок зрительного нерва;

в) одевающую глаз снаружи плотную белочную оболочку и ее переднюю часть — прозрачную роговицу, сквозь которую видна лежащая под ней радужная оболочка;

г) отверстие в радужной оболочке — зрачок.

2. Отделите друг от друга переднюю и заднюю половины глазного яблока по заранее сделанному учителем разрезу. Для этого надо захватить пинцетом край разреза и отделить скальпелем полужидкое прозрачное стекловидное тело, заполняющее полость глазного яблока.

3. Придерживая пинцетом край передней половины глазного яблока, осторожно удалите из нее ручкой скальпеля стекловидное тело и найдите прозрачный хрусталик, он прилегает к задней поверхности радужной оболочки и окружен ресничной мышцей.

4. Очень осторожно, при помощи ручки скальпеля, освободите хрусталик с его прозрачной сумкой и рассмотрите его форму.

5. Насадите хрусталик на кончик препаровальной иглы, как лупу (рис. 6), и рассмотрите через него шрифт книги. Отбросьте через хрусталик на лист бумаги изображение окна (днем) или электрической лампочки (вечером). Удаляя или приближая бумагу к хрусталику, получите уменьшенное и обратное изображение окна или лампочки.

6. Рассмотрите радужную оболочку с внутренней стороны глаза и найдите в ней отверстие зрачка.

7. Удалите стекловидное тело из задней половины глаза и рассмотрите цвет ее внутренней поверхности.

8. Найдите место, где из глаза выходит зрительный нерв.

9. Отделите ручкой скальпеля от дна глаза тонкую пленочку — сетчатку. Ее придется подрезать в месте; выхода зрительного нерва, а затем расправить в блюдце с водой.

10. Таким же образом отделите лежащую за сетчаткой сосудистую оболочку. Тогда вы увидите внутреннюю поверхность белочной оболочки.

Сделайте вывод о связи строения глаза с выполняемой им функцией.



==========================================================


ЧЕЛОВЕК

анатомия физиология гигиена

А. М. ЦУЗМЕР,О. Л. ПЕТРИШИНА


Учебник для 8 класса средней школы 

Москва «Просвещение»

1979



СКАЧАТЬ



ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ


I. КЛЕТНИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧНИ ПОЛОСТИ РТА

Для работы нужны: микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, скальпель, пипетка, 0,9-процентный раствор NaCl (физиологический раствор), подкрашенный метиленовой синью или чернилами, спирт, вата.

Порядок работы

1. Тщательно протрите ватой предметное и покровное стекла.

2. При помощи пипетки нанесите на предметное стекло капельку подкрашенного физиологического раствора.

3. Протерев ручку скальпеля спиртом, проведите ею (не лезвием!) несколько раз по внутренней поверхности щеки или нижней губы. Вы снимете немного слизи вместе со слущившимися клетками слизистой оболочки полости рта.

4. Перенесите эту слизь в каплю на предметном стекле при помощи препаровальной иглы, осторожно смешайте слизь с подкрашенным раствором и накройте препарат покровным стеклом.

5. Поместите препарат под микроскоп и рассмотрите его. Найдите слегка окрасившиеся клетки Рассмотрите в них бледно окрашенную цитоплазму и более темное ядро.

6. Зарисуйте рассмотренные вами клетки в тетради и сделайте надписи.



II. ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ И СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ (к с. 17-18)

Для работы нужны: кусочек кожицы лягушки в бюксе с водой, готовый окрашенный микропрепарат рыхлой соединительной ткани, микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, пинцет, ножницы, две препаровальные иглы, физиологический раствор для холоднокровных животных (0,65-процентный раствор NaCl), подкрашенный цветными чернилами или метиленовой синью.

Порядок работы

1. Найдите в бюксе беловатую пленку — кусочек с лущившейся эпителиальной ткани кожицы лягушки.

2. При помощи пипетки перенесите эту частичку вместе с капелькой воды на предметное стекло, расправьте двумя препаровальными иглами, нанесите каплю подкрашенного физиологического раствора и накройте препарат покровным стеклом.

3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Обратите внимание на то, что клетки эпителиальной ткани плотно прилегают друг к другу (рис. Ml)

4. Поместите на предметный столик микроскопа готовый окрашенный препарат рыхлой соединительной ткани и рассмотрите его. Обратите внимание на то, что клетки этой ткани расположены редко; в основном она состоит из волокон межклеточного вещества (см. рис. 14, 5 на с. 17). Сделайте вывод из наблюдений. В чем сходство и различие эпителиальных и соединительных тканей?



III. СОСТАВ КОСТИ

Для работы нужны: натуральная, декальцинированная и пережженная кости, препаровальная ванночка или поднос.

Порядок работы

1. Попробуйте согнуть, а затем растянуть натуральную кость животного. Согнулась ли она? Смогли ли вы ее растянуть?

2. Что происходит при попытке согнуть пережженную кость? Каким свойством обладает пережженная кость?

3. Сгибается ли кость, находившаяся в соляной кислоте? Можно ли ее растянуть? Какими свойствами обладает эта кость?

Сделайте вывод из опыта. Чем объясняется различие в свойствах между выдержанной в кислоте и прокаленной костью?


IV. КРОВЬ ЧЕЛОВЕКА

Для работы нужны: отстоявшаяся кровь в пробирке, готовый окрашенный микропрепарат крови, микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, вата.

Порядок работы

1. Рассмотрите кровь человека под микроскопом (свежий мазок и окрашенный препарат). Сделайте зарисовку и надписи.

2. Рассмотрите отстоявшуюся в пробирке кровь (цвет. табл. 1,6). Какие два слоя в ней ясно различимы? Сообразите, чем образованы эти слои.

3. Найдите третий слой —тонкую сероватую пленку —на границе между двумя толстыми слоями отстоявшейся крови. Чем она образована?

4. Зарисуйте пробирку с отстоявшейся кровью. Обозначьте надписями все три ее слоя.

5. Закройте ватным тампоном пробирку с кровью: она вам понадобится для следующей лабораторной работы.

Что вы узнали о крови после проделанных наблюдений?


V. ЗНАЧЕНИЕ ПОСТОЯНСТВА СОСТАВА КРОВИ (н с. 54-56)

Для работы нужны: несвертывающаяся кровь, штатив с двумя пробирками, физиологический раствор для теплокровных (0,9-процентный раствор NaCl), кипяченая вода.

Порядок работы

1. Налейте в две пробирки по 3 мл крови.

2. Добавьте в первую пробирку дистиллированной или кипяченой воды (примерно вдвое больше, чем крови).

3. Во вторую пробирку вместо воды добавьте столько же 0,9-процентного раствора поваренной соли.

4. Рассмотрите содержимое обеих пробирок на свет. В чем различие между жидкостями в первой и второй пробирках? Объясните результат опыта.


VI. СВОЙСТВА ГЕМОГЛОБИНА (н c. 59-60)

Для работы нужны: несвертывающаяся кровь, штатив с двумя пробирками.

Порядок работы

1. Осторожно разлейте поровну в две пробирки небольшое количество несвертывающейся крови.

2. Одну из пробирок поставьте в штатив, а содержимое второй энергично взболтайте в течение 1—2 мин.

3. Поместите вторую пробирку в штатив рядом с первой и сравните по цвету кровь, налитую в них.

Почему возникло различие в окраске? Какая кровь находится в первой пробирке и какая —во второй?



VII. СОСТАВ ВДЫХАЕМОГО И ВЫДЫХАЕМОГО ВОЗДУХА (нс. 96-97)

Для работы нужны: прибор «дыхательные клапаны»

(рис. 157 и 158), свежеприготовленная известковая вода, стакан с крепким раствором перманганата калия.

Порядок работы

1. Рассмотрите прибор «дыхательные клапаны». В обе банки (рис. 158) или высокие пробирки (рис. 157) налита известковая вода. Посмотрите, прозрачна ли она.

2. Тщательно промойте мундштук прибора в растворе перманганата калия.

3. Выдохните воздух, затем возьмите в рот мундштук прибора и медленно, чтобы не расплескать жидкость, втяните через него воздух в легкие. Через какую из двух банок (пробирок) он проходит из окружающей среды?

4. Вдохните и так же медленно выдохните воздух в мундштук. Через какую банку (пробирку) выходит выдыхаемый воздух?

5. Сделайте подряд несколько вдохов и выдохов через мундштук. В какой из двух банок (пробирок.) известковая вода помутнела заметнее? Сделайте вывод из опыта.


VIII. СВОЙСТВА УГЛЕВОДОВ, ЖИРОВ И БЕЛКОВ

Для работы нужны: штатив с двенадцатью пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, 4 бумажных фильтра, 4 стеклянные воронки, скальпель, кристаллизатор или простоквашница, порошок глюкозы, вода, картофельная мука, крахмальный клейстер, растительное масло, гидрокарбонат натрия в порошке, белок куриного яйца, водный раствор иода, 10-процентный раствор NaOH, 0,1-процентный раствор CuS04.

Порядок работы

1. Рассмотрите порошок виноградного сахара — глюкозы. Какой вид имеет это вещество? Каково оно на вкус? К какой группе органических соединений оно принадлежит?

2. Всыпьте щепотку глюкозы в пробирку с водой. Растворится ли порошок?

3. Рассмотрите порошок крахмала. Какой вид имеет это вещество? Каково оно на вкус? К какой группе органических соединений оно принадлежит?

4. Проверьте, растворим ли в воде порошок крахмала.

5. Рассмотрите на свет жидкий крахмальный клейстер в пробирке. Какой вид он имеет? Каков на ощупь?

6. Прилейте в пробирку с водой 2—3 капли растительного масла. К какой группе органических соединений оно принадлежит? Растворяется ли масло в воде?

7. Наберите на кончик скальпеля немного порошка гидрокарбоната натрия и всыпьте его в пробирку с водой и маслом. После перемешивания жидкости посмотрите, какой вид она приобрела.

8. Прилейте в пробирку с водой белок куриного яйца и тщательно размешайте. Посмотрите жидкость на свет. Прозрачна ли она?

9. Налейте в 4 воронки с фильтрами по отдельности раствор глюкозы, крахмальный клейстер, растительное масло и белок куриного яйца. Какие из этих жидкостей проходят через фильтр? Какие из этих веществ растворимы в воде и какие нерастворимы?

10. Вспомните, как определяют крахмал. В пробирку с клейстером добавьте 2—3 капли слабого раствора иода. Как изменился цвет содержимого пробирки?

11. Научитесь определять присутствие виноградного сахара в растворе. Для этого в пробирку с 2—3 мл глюкозы добавьте 1—1,5 мл 10-процентного раствора NaOH. Затем приливайте по каплям 0,1-процентный раствор CuSO4, пока жидкость в пробирке не приобретет синей окраски. Вскипятите содержимое пробирки. Как оно изменилось? Как определяют наличие глюкозы в растворе?


IX. ДЕЙСТВИЕ СЛЮНЫ НА КРАХМАЛ

Для работы нужны: штатив с четырьмя пробирками, высокий стакан, пипетки, термометр, жидкий крахмальный клейстер, пробирка со слюной, разведенной в воде (1:1), слабый раствор иода в воде, 10-процентный раствор NaOH, 0,1-процентный раствор CuSC>4, спиртовка, горячая и холодная вода.

Порядок работы

1. Возьмите 4 пробирки. В первую из них налейте 3 мл очень жидкого крахмального клейстера, во вторую — столько же разбавленной водой слюны, в третью — клейстер с добавлением чистой воды, в четвертую — клейстер с добавлением слюны. На пробирки наденьте бумажные ярлычки, на которых написано, что находится в каждой из них.

2. Исследуйте содержимое первой и второй пробирок: выясните, содержится ли в слюне и в крахмале глюкоза (см. лабораторную работу VIII).

3. Прилейте при помощи пипетки к содержимому третьей и четвертой пробирок по 2—3 капли слабого раствора иода. Как изменился цвет находящейся в них жидкости? Почему?

4. Смешайте в высоком стакане горячую и холодную воду до температуры +37... +39° С и поставьте туда третью и четвертую пробирки. По мере остывания воды доливайте в стакан горячую воду, чтобы температура в нем не падала ниже +37° С.

5. Через 10—15 мин выньте из стакана обе пробирки. Различается ли теперь их содержимое по окраске? Подумайте, почему произошло замеченное вами изменение.

6. Проверьте, содержится ли глюкоза в третьей и четвертой пробирках.

Запишите в тетради, как изменяется крахмал под действием слюны.


X. СТРОЕНИЕ ПОЧКИ

Для работы нужны: свиная или баранья почка, разрезанная вдоль, лупа, препаровальная ванночка, кусок проволоки с петлей на конце, пинцет.

Порядок работы

Во время работы пользуйтесь цветной таблицей VII.

1. Найдите место, откуда выходит из почки мочеточник (2), почечная артерия (4) и почечная вена (5). Как вы отличили вену от артерии?

2. Вдвиньте в отрезок мочеточника проволоку с петлей на конце. Полость внутри почки, куда выйдет проволочная петля из мочеточника, называется почечной лоханкой (11).

3. Рассмотрите два различающихся по окраске слоя почки — наружный (6) и внутренний (7).

4. С помощью лупы рассмотрите наружный слой почки и найдите в нем темные точки. Это капиллярные клубочки.

5. Во внутреннем слое почки найдите пирамиды (9), верхушки которых вдаются в почечные лоханки (11) сосочками (10).

6. Пользуясь лупой, рассмотрите в пирамидах полоски, которые тянутся от наружного слоя к сосочкам. Это тоненькие трубочки, по которым моча стекает в почечные лоханки.


==========================================================




А. М. Цузмер, О. Л. Петришина

БИОЛОГИЯ

Человек и его здоровье

Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

21 е издание

Москва

«Просвещение»

1994


СКАЧАТЬ

Лабораторный практикум


I.  Строение и свойства кости

Для работы нужны: натуральная, декальцинированная и прокаленная кости, препаровальная ванночка или поднос, набор позвонков.

Свойства декальцинированной и прокаленной кости Порядок работы

1. Попробуйте согнуть, а затем растянуть натуральную кость животного. Согнулась ли она? Смогли ли вы ее растянуть?

2. Что происходит при попытке согнуть прокаленную кость? Каким свойством она обладает?

3. Можно ли растянуть кость, находившуюся в соляной кислоте? Какими свойствами обладает эта кость? Чем различаются декальцинированная и прокаленная кости?


Строение позвонков

Порядок работы

1. Рассмотрите и сравните позвонки.

2. Найдите позвонки шейного, грудного, поясничного, крестцового и копчикового отделов.

3. Объясните, по какому признаку можно определить принадлежность позвонков к определенному отделу позвоночника.



II.  Микроскопическое строение крови человека и лягушки

Для работы нужны: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп.

Порядок работы

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Установите под микроскопом микропрепарат крови человека.

3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты и зарисуйте их.

4. Теперь установите под микроскопом микропрепарат крови лягушки.

5.  Рассмотрите и зарисуйте эритроциты крови лягушки. Чем они отличаются от эритроцитов крови человека?

Подумайте, чья кровь переносит больше кислорода — кровь человека или лягушки. Почему?


III.   Подсчет пульса в разных условиях

Для работы нужны часы с секундной стрелкой.


Порядок работы

1. Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин в положении сидя.

2. Сделайте такой же подсчет в положении стоя.

3. Подсчитайте пульс после 10 приседаний.

4. Полученные цифры запишите в таблицу:

           

Число пульсовых ударов в 1 мин

при покое

после 10 приседаний

в положении сидя

в положении стоя







           

5. Сравните и объясните результаты наблюдений.


IV.      Строение головного мозга человека

Для работы нужны разборные модели головного мозга человека.

Порядок раб оты

1.         Разберите модель головного мозга на 2 половины. На одной из половин разборной модели найдите продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг.

2.         Рассмотрите на модели расположение серого и белого вещества. Вспомните, чем образовано серое вещество и чем — белое.

3.         Найдите мозжечок. Как в нем расположено серое и белое вещество?

4.         Рассмотрите большие полушария головного мозга. Найдите борозды и извилины, а также доли головного мозга — лобные, теменные, височные и затылочные.

5.         Соберите модель головного мозга. На ее нижней поверхности найдите места отхода черепно-мозговых нервов.

6.         Проработав содержание § 9 учебника, заполните таблицу:


Отдел головного мозга

Выполняемые функции





       




ОБЩАЯ

БИОЛОГИЯ

Учебник для 10 — 11 классов средней школы

Под редакцией академика АН СССР

Д. К. Беляева

и профессора

А. О. Рувинского



СКАЧАТЬ


ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ


Лабораторная работа № 1

Тема: строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, разведенные дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

Ход работы

1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

3. Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов.


Лабораторная работа № 2

Тема: плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Ход работы

1. Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

2. Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.

3. Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2—-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

4. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?


Лабораторная работа № 3 (в двух вариантах)

Тема: каталитическая активность ферментов в живых тканях

Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.

Вариант I

Оборудование: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля) и животных (кусочки сырого и вареного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.

Ход работы

1. Приготовьте пять пробирок и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую — кусочек сырого картофеля, в третью — кусочек вареного картофеля, в четвертую — кусочек сырого мяса, в пятую — кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.

2. Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельченной и целой растительной ткани.

3. Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.

4. Объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы: в каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните, почему. Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление. Как влияет измельчение ткани на активность фермента? Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных? Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода? Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент каталазу, обеспечивающий разложение пероксида водорода? Ответ обоснуйте.

Вариант II

Оборудование: микроскопы, предметное и покровное стекла, стаканы с водой, стеклянный палочки, пероксид водорода, лист элодеи.

Ход работы

1. Приготовьте препарат листа элодеи, рассмотрите его под микроскопом и зарисуйте несколько клеток листа.

2. Капните на микропрепарат пероксид водорода и снова наблюдайте за состоянием клеток.

3. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: какой газ выделяется из клеток листа? Почему происходит его выделение?

4. Капните каплю пероксида водорода на предметное стекло, рассмотрите ее под микроскопом, опишите наблюдаемую картину. Сравните состояние пероксида водорода в листе элодеи и на стекле. Сделайте выводы.


Лабораторная работа № 4

Тема: морфологические особенности растений различных видов

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.

Ход работы

1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?


Лабораторная работа № 5

Тема: изменчивость организмов

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий

изменчивость организмов (растения 5—6 видов по 2—3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).

Ход работы

1. Сравните 2—3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида?

3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие — ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.


Лабораторная работа № 6

Тема: приспособленность организмов к среде обитания

Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Оборудование: гербарные образцы растений или комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы

1. Определите среду обитания растения и животного, предложенного вам для исследования.

2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.

3. Выявите относительный характер приспособленности.

4. На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.


Лабораторная работа № 7

Тема: ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых)

Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.

Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых.

Ход работы

1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение — назовите имеющиеся у них органы.

2. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.

3. Рассмотрите насекомых разных отрядов (чешуекрылые, прямокрылые, двукрылые и др.), выявите в их строении черты сходства и различия. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.

4. Опишите идиоадаптации у насекомых рассматриваемых отрядов, раскройте их эволюционное значение.


Лабораторная работа № 8

Тема: фенотипы местных сортов растений

Цель: сформировать знания о модификационной изменчивости, умение описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой.

Оборудование: гербарные экземпляры различных сортов растений (пшеница, рожь, ячмень и др.).

Ход работы

1. Рассмотрите два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта. Сравните эти растения.

2. Опишите фенотип каждого растения (особенности строения листьев, стеблей, цветков). Выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.

3. Раскройте причины модификационной изменчивости, ее значение.


Лабораторная работа № 9 (в двух вариантах)

Тема: изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой

Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Вариант I

Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля, листья акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту).

Ход работы

1. Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или подсчитайте количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запишите.

2. Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки), ниже — частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие — редко.

3. Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.

4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Вариант II

Оборудование: линейка или сантиметр.

Ход работы

1. Измерьте рост каждого школьника в классе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7 см, запишите, что рост— 166 см.

2. Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150—155 см, 156—160 см и т. д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные запишите:

Количество учащихся ... 2 Рост, в см..........................145—150

3. Постройте вариационный ряд изменчивости роста учеников, а также вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост учащихся в миллиметрах, а на вертикальной оси количество учащихся определенного роста.

4. Вычислите средний рост учеников вашего класса путем деления суммы всех измерений на общее число измерений.

5. Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.

6. Ответьте на вопросы: какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто, какой — наиболее редко? Какие отклонения встречаются в росте учеников? Каков средний рост девочек и мальчиков в вашем классе? Каковы причины отклонений в росте?









Яндекс.Метрика